Федерация гребного слалома и рафтинга
Федерация спортивного туризма Рязанской области
Slide 1 jFlow Plus
Slide 2 jFlow Plus
Slide 3 jFlow Plus
Slide 4 jFlow Plus
Slide 5 jFlow Plus

Отчет о водном походе по рекам Муезерка — Чирка-Кемь, руководитель Ильичев Павел.

ОТЧЕТ

О прохождении водного туристско-спортивного маршрута второй категории сложности по Карелии, совершенном группой туристов города Рязани по рекам

Муезерка — Чирка-Кемь

в период с 07.06.2019г. по 17.06.2019г

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА 16/4

РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ: Ильичев Павел Игоревич

 Паспорт спортивного похода.

1.1 Проводящая организация:

Туриств из Рязани

Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54. (910) 900- 65-15

e-mail: ryazturclub@mail.ru

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 16/4 выдана ТСМКК Федерации спортивного туризма Рязанской области ТССР. Шифр МКК 162-00-444650000

1.2 Район путешествия: республика Карелия 

1.3 Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения Уровень воды
Общая Ходовых дней
Водный Вторая 125 сплав

 

10 7 с 07.06.2019 г. по 17.06.19 г.

 

Высокий

  1.4 Подробная нитка маршрута: г. Рязань –автомост через р.Муезерка — р. Муезерка( сплав) – р. Чирка-Кемь(сплав) — пос. Боровой –г. Рязань.

1.5 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута (река Муезерка)

 

Вид препятствия

(название)

Категория трудности Длина препятствия (м) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) Путь прохождения для локальных препятствий./ Прошедшие суда.
Шиверы 1 100- 200м Слабый шиверы с четкой читаемой линией движения по основной струе По основной струе/ Все суда .
Мосты 1 50 Приходится нагибаться на байдарке, чтобы не задеть настил моста. По центру между опор.

 

1.6 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута ( р.Чирка-Кемь)

Вид препятствия Категория трудности Длина препя-тствия Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) Путь прохождения локальных препятствий.
Шивера-порог «Хаудо» 2 150 Слабозаметный ряж слева. На выходе — бочка, легко обходится справа. Просмотр справа, однако опытным экипажам можно идти и без просмотра. Сразу за порогом, за углом — хорошие большие стоянки (сверху, на полочке, с воды не видно). Заход ближе к ПБ. Дальше по основной струе.
Шивера-порог «Кривой» 2 150 Состоит из двух частей — мелкой шиверки до левого поворота на 90 градусов и слива с валами(в левой части) и небольшой бочкой(в правой) — сразу ЗА поворотом. Оптимально идти его сходу, стараясь на повороте прижаться как можно левее. Шли по центру
Порог «Тахко».  

2

50 Высокий слив около 1.5 м с гряды подковообразной формы. Чалка справа в заливчике. В среднюю воду справа уже можно проходить. Порог проходили по самому центу водоската. Есть скромные стоянки за порогом на 2-3 группы.
Шивера-порог «Никуттный» 2  

 

 

200

Едва заметный ряж слева. Две ступени. Первая — большая бочка, «разорванная» чистым сливом ближе к правой части. Вторая — мощная шивера, по струе. Осмотр первой ступени справа, при некотором опыте можно идти и сходу. Места над порогом противные — даже обедать негде. За порогом справа — обитаемая хижина рыбака, сухое место для обеда неподалёку. Шли по центру.
Шивера-порог «Рокконен» 2  

 

200

Ключевое место — в конце порога: струя бьёт в обливняки и нужно успеть уйти от них либо резко вправо, либо резко влево. Осмотр справа. Над порогом справа есть стоянка (средняя, но зато изобилие сушин). Шли по центру и на выходе уходили влево.
Шивера-порог «Олений» 2 300 Длинная мощная шивера По центру.
Шивера-порог «Горшок» 2 200 Мощная S-образная шивера. Остатки ряжа справа (дамба) Вход по центру, выход вдоль правого ряжа. Сходу по струе.

 

  1. Участники

 

Фамилия, имя, отчество Г/р Туристский,  опыт

 

 

Обязанности

в группе

(и распределение по средствам передвижения)

1 Ильичев Павел Игоревич 04.02.1988 Пра-1у, Пра-1р ПВД Руководитель байдарка 3-1
2 Ильичев Светлана Олеговна 08.10.1988 Пра -1у, ПВД Байдарка 3-1
3 Зинченко Владислав Олегович

 

07.11.1982г. Пра-1у ПВД Байдарка 3-2
4 Зинченко Юлия Юрьевна 24.06.1983г Пра-1у,ПВД Байдарка 3-2
5 Зинченко Марк Владиславович 12.03.2009г Пра-1у,ПВД Байдарка 3-2

 

Отчет сдан  в библиотеку Рязанского туристского клуба, размещен на сайте  www.rznstr.ru

  1. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна.

Весной 2016 года было проведен поход 1 к.с. по реке Пра, в котором приняли участие более 20 человек. Это вошло в традицию,и три года подряд совершался сплав. Некоторые из участников уже имели желание продолжить развитие и принять участие в более сложном походе. Для достижения этой цели был выбран маршрут 2 к.с. по рекам Муезерка- Чирка-Кемь. Временем для похода был выбран июнь месяц. Это время лучше всего подходило всем участникам группы,у всех совпали отпуска. В данный период года, как правило, высокий воды. В это время в месте маршрута белые ночи, поэтому можно было иметь запас времени для сплава в течение дня. Основной «сложностью» было то, что все пять человек принимали впервые участие в водном походе такой категории сложности. Хотя присутствовал опыт пеших походов,и группа вполне представляла себе,как вести себя в недельном походе,как справляться с погодными условиями.

  1. Справочные сведения о районе похода

Маршрут похода пролегает по территории Северо-Западной Карелии, недалеко от границы с Финляндией — данная местность является частью пограничной зоны. В связи с этим, населенных пунктов встречается немного. Реки Муезерка и Чирка-Кемь различаются сложностью порогов, но похожи характером берегов и количеством встречающихся разливов озерного типа. Берега, в основном, болотистые. В лесах встречается большое количество грибов, ягод (морошка, черника, голубика, клюква). Реки на протяжении всего маршрута богаты рыбой. Продукты можно купить в поселках Муезерский, Тикша, Боровой. На воде в дневное время бывают порывы ветра, что сильно затрудняет движение по разливам и озерам.
Река Чирка-Кемь протекает в субмередианальном направлении в центральной части северной Карелии. В связи с особенностями геологического строения района, река изобилует многочисленными препятствиями (пороги, шиверы, перекаты и т.д.), обусловленными выходами скальных пород. Рельеф района путешествия моренно-ледниковый: гряды, межгрядовые долины рек и ручьев, многочисленные ледниковые озера, россыпи валунов. В прошлом район был повсеместно залесен (леса преимущественно еловые), ныне, в связи с недавними интенсивными лесоразработками, многие площади лесов сведены, заболочены. В связи с интенсивным лесосплавом по берегам местных рек часто встречаются ряжи, сейчас полуразрушенные; «расчески», завалы и т.д. В связи с тем, что сейчас лесозаготовка практически прекращена, район путешествия малонаселен.

  1. Описание маршрута

Марщрут известен уже давно. Категория сложности маршрута оценивается 2-3 к.с. Проходит по территории Карелии. Носит линейный характер с удобной заброской и достаточно комфортной выброской. Все препятствия на маршруте носят четко выраженный локальный характер. Некоторые препятствия, такие как «Хаудо», возможно,порог «Тахко», позволяют осуществить обнос судов и провести тренировку на пороге.

  1. Варианты подъезда и отъезда.

Из Рязани в Карелию можно попасть железнодорожным и автомобильным транспортом. Нам повезло,в это время наши друзья на микроавтобусе планировали ехать в Карелию. Они и помогли нам с заброской. Хотя из конечной точки маршрута,поселка Боровой до «нулевого» километра(трассы Сегежа- Костомукша), было решено арендовать другую машину,т.к. в этом месте( почти 90 км) не очень хорошая дорога. А уже на «нулевом» километре нас ждал наш микроавтобус.

  1. Пребывание в приграничном районе

Сам маршрут проходит в приграничном районе. Непосредственного разрешения от пограничников не требуется, руководителем группы были заранее заготовлены 5 экземпляров списка группы с паспортными данными. Эти данные могут спросить в начале маршрута «люди в форме». К нам никто не подошёл,видимо потому что мы приехали не на поезде,а на машине. Нас просто не заметили. Хотя уже в завершении маршрута,на » нулевом» километре,мы встретили пограничников,там находится КП для проверки документов. Очень приятные ребята,пообщались с ними о красоте Карелии, никаких документов уже никто не спросил.

  1. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Маршрут проходит по малонаселенной местности практически в автономном режиме. В случае чрезвычайной ситуации возможно завершение маршрута в месте пересечения реки с трассой Костомукша-Сегежа, но в этом случае большинство порогов окажутся не пройденными.

  1. Страхование жизни и здоровья участников

Поход проходит по территории РФ. При желании возможно оформить спортивную страховку на время спортивной части маршрута.

Менеджер Гусева Анна 8905-187-77-75 Страхование по программе «Классик» с дополнительным условием «спорт», страховая сумма на каждого человека 15 000 у.е., компания- SAVITAR GROUP.

  1. 10. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден без его изменений в установленные сроки.

 

  1. График движения.
Дата День

пути

Участок пути

От и до

Длина пути, км Чистое ходовое время, ч. Определяющие препятствия на участке Способ передвижения/

погода

7.06-8.06 1

2

Рязань-

Автомобильный мост через Муезерку

1600 23  

Автомобиль,жара!

9.06 3 Автомобильный мост-стоянка ПБ     20        5,5  

Мосты, шиверы

 Сплав, солнце,30-тиминутная буря.
10.06 4 Стоянка ПБ-Стоянка ЛБ,у мыса Калмозеро 25 6 Сильный встречный ветер Сплав /солнце,ветер,встречный ветер
11.06 5 Стоянка ЛБ,у мыса Калмозеро-стоянка ПБ за порогом «Хаудо» 17 4,5 Очень сильный встречный ветер,пор»Хаудо».  

 

Сплав /облачно,встречный ветер

12.06 6 Стоянка ПБ за порогом «Хаудо»- стоянка ПБ за порогом «Ледмозерский2» 28 5,5 Пор. «Кривой», пор. «Тахко». Сплав /солнце

Ветер попутный

13.06 7 Дневка  

Баня/солнце

 

14.06 8 Стоянка ПБ за порогом «Ледмозерский2»-стоянка ПБ «идолы»  

20

 

4,5 Порог «Рокконен»

«Грядовой»

Сплав/солнце
15.06 9 Стоянка на ПБ «идолы»- стоянка ПБ пос. Боровой,за мостом 15 3 Порог «Горшок»  

Сплав /солнце

16.06 10 Пос. Боровой-«нулевой» километр-дорога в Рязань 900 90 км от Борового плохая дорога Антистапель/Автомобиль/солнце

 

17.06 11 г. Рязань 700 Автомобиль/солнце

 Принятые в отчёте сокращения:

ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;

ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;

крПП, крЛП – крутой правый поворот, крутой левый поворот;

ЧХВ – чистое ходовое время – время движения без учёта остановок;

  1. Техническое описание прохождения группой маршрута.

07.06 В 17:30 начали грузить наш микроавтобус,и примерно в 18:30 выехали из Рязани. Было приятно решение ехать через Вологду. На этой дороге очень мало машин,красивые виды,да и качество покрытия дороги весьма неплохое. Дорога понравилась.

8.06 В 18:00 прибыли на место, автомобильный мост через реку Муезерку. Начало стапеля.

9.06 В 10:00, позавтракав, и предупредив МЧС о выходе на маршрут, встали на воду. Стояла жаркая погода. Примерно через час начались первые перекаты. На втором, несильном,но весьма,как оказалось, коварном перекате,порвали обе байдарки о камни. На заклейку ушел час, после чего движение было продолжено.

Далее на маршруте попадались интересные пороги-горки. Около трёх часов дня вышли для просмотра порога » Обливняк». Порог несильный,но над порогом проходит мост,были сомнения,что при таком высоком уровне воды мы пройдем под ним. В итоге приняли решение о переносе. Здесь,на переносе попали в сильную бурю с ветром и дождём,продолжительностью около часа.

В 18:50 прибыли на стоянку. Здесь наш юнга поймал щуку. Поужинали,спели песни и легли спать.

10:06. Встали в 7:30. Долгие сборы. Вышли в 11:10. Через пару часов вошли в Чирку-Кемь. Воды стало больше, появился сильный встречный ветер,который особенно усиливался при входе в озера. В итоге в этот день было шесть часов очень энергозатрат ной гребли,после чего встали на стоянке на мысе Калмозеро-стоянка ЛБ ,поужинали и легли спать

11.06  Всю ночь дул сильный ветер. Встали в 8:00. Позавтракав, встали на воду в 10:30. Дул сильный встречный ветер,но дойдя до Челгозера, мы поняли,что это были всего лишь » цветочки»! Пройдя чуть больше половины озера, и причалив на стоянку слева на перекус,даже думали остаться здесь на ночёвку,хотя было лишь 13:30. После того,как мы покушали и попили горячий чай,силы вернулись и продолжили бороться с ветром. Примерно через пару часов стали появляться пороги,и здесь стало уже не нудно и тяжело,а очень даже интересно. Очень понравился перекат под мостом. Хотя в лоции он указан,как перекат,нам он показался самым интересным за все время,что мы плыли до этого. В 16:30 подошли к порогу » Хаудо». Этот порог был самым динамичным за весь поход, благодаря мощной струе и достаточно приличному валу посередине. Осмотрев порог,было принято решение обнести вещи,тем более,что сразу за порогом хорошая стоянка на ПБ. Прошли сначала с Владом вдвоем,затем Юля тоже выразила желание пройти. Света и собака Марта в этот порог не пошли. Оба раза прошли по центру,получили массу приятных ощущений. После чего сделали баню и, поужинав, легли спать.

12.06  Утром встали в 8:30. Стала чувствоваться накопленная усталость,но не хотелось оставаться на дневку,т.к. погода благоприятствовала, также хотелось пройти ключевые пороги. На завтрак сделали блины. После очень долгих сборов,вышли в 13:00. После пары небольших перекатов подошли к порогу » Кривой». Осмотрев его,и наметив линию движения,решили пройти его с Владом,не выгружая вещи. Перенос в этом месте вообще достаточно сложен. Выставив женщин,нашего юнгу и собаку на место для съёмки,трогаемся. Прошли достаточно легко. Следом идёт порог «Тахко-Падун». Изначально мы планировали его перенести,но осмотрев, пришли к выводу, что при такой высокой воде,если зайти справа,то он не должен доставить много хлопот. Так и сделали,вновь выставили на берегу операторов,и прошли с Владом два раза его, сначала на одной, затем на другой байдарке. Далее было три часа плёса. Ветра почти не было. И в конце дня,пройдя два Ледмозерских порога,встали на отличной стоянке справа в 19:30.

    13.06 Дневка. Солнце,баня,песни, рыбалка.

     14.06  Встали в 8:00. В 11:00 вышли. Сегодня насыщенный день,много порогов,не все они быстрые,но большинство интересные. Все,кроме Рокконена, прошли сходу. Осмотрев «Рокконен», решили пройти опять его без женщин. Так и сделали,зайдя по струе,не выгружая вещи. Единственное, ближе к концу порога есть обливняк,важно обойти его,мы обошли слева,хотя можно и справа. Ещё день запомнился тем,что несильно,но порвали адмиральскую байдарку на пороге » Грядовой». Его нужно обязательно пройти слева,мы пошли посередине, и попали на камни. Потеряли 30 минут на клейку. Встали за порогом «Рокконен»,на идолах, в правой протоке. Шикарная стоянка.

 15.05 Встали в 8:00. Позавтракав блинами,тронулись в 11:00. Стояла прекрасная солнечная погода ( с погодой вообще повезло). Пройдя два крайних порога » Олений» и «Горшок»( «Олений» сходу по струе, «Горшок» осмотрев и по струе), встали на обед на ПБ. После чего,на полном расслабоне,ловя рыбу и любуясь красотами Карелии,дошли до моста в поселке Боровой. Сразу за мостом, справа, хорошая стоянка. Начало антистппеля.

 16.06 В 12:00 нас забрала машина,нанятая заранее. На этом авто мы добрались до нулевого километра,где и пересели на наш микроавтобус,который повез нас в Рязань.

17.06 В 19:30 зашли домой.

 Река Муезерка, у автомоста.

12.1 Лоция рек Муезерка — Чирка-Кемь( от Афанасенкова Михаила) курсивом внесены собственные замечания).

Муезерка

_ОВ_ ВПП объект примечание
0-20 0-20 низкий деревянный мост В высокую воду может потребоваться проводка, в нашу пролезали с запасом
0-40 0-20 длинный порожек (по струе ~5мин) Ориентир — вышка ЛБ перемещается как бы на ПБ, а в конце порожка — провода через реку.
0-50 0-10 порожек «у моста» Сразу за углом, начинается до моста, заканчивается за мостом. В районе моста лучше держаться правее.
0-55 0-05 шивера «мель» Сразу после. Мелко, садились на камни. Течения почти нет

.(здесь порвались)

1-00 0-05 озерко Стоянки: сразу у входа слева, потом две отличных справа, потом много слева, но с местными отдыхающими (вышка, дорога от Муезерского)
1-20 0-20 порожек На выходе из разлива
1-25 0-05 Порог-горка По струе, мощнее предыдущих
1-40 0-15 озеро, лесистые острова Выход из озера неочевиден. Сразу уходить к левому берегу и держаться его, острова должны остаться справа. На озере и дальнейшем разливе (~10мин от выхода из озера) много хороших мест для стоянок, в основном слева. К ним подходят дороги и тропинки, но дальше берега заметно портятся.
2-15 0-35 шиверка за останками плотины
2-30 0-15 порог «обливняк Самый интересный на Муезерке: если ничего не предпринимать, мощная струя выносит ровно на большой обливняк посреди слива. Лучше сразу держаться правого края струи.( Из-за моста и высокой воды переносили вещи)
2-50 0-20 перекат с мелким выходом После разлива.
3-10 0-20 порожек «ряжевый» мелкая шивера, затем порожек вдоль длинной ряжевой стенки слева (по струе), затем мелкие песчаные разбои.
3-40 0-30 перекат на правом повороте, островок с плавником
3-55 0-15 стоянка ЛБ с большой поляной (хорошая стоянка, но подходит дорога)
4-05 0-10 Два порога-горки с ходу по струе
4-20 0-15 стоянка ПБ с табличкой.
4-25 0-05 Порог-горка Сходу по струе. Вскоре справа стоянки.
4-40 0-15 Порог-горка Сходу по струе.
4-45 0-05 Порог-горка Сходу по струе. Заход под левым берегом.
4-50 0-05 Перекат «у моста» Сходу. Через 5 мин — стояночка ПБ.
5-15 0-25 порожек сходу, ещё через 10 минут — мелкие перекаты. Затем до конца Муезерки едва заметные перекаты попадутся ещё пару раз, но время я не засекал и в лоцию их не включал.
5-45 0-30 стоянка ЛБ В конце обрывистого левого берега.
6-45 1-00 стоянка ПБ Перед «забором» на ПБ. Хвойный лес. Ранее и позже — болотины или луга.
7-15 0-30 впадение в Чирку-Кемь

Чирка-Кемь

_ОВ_ ВПП УВП объект примечание
8-15 1-00 0-00 пара стояночек ЛБ В остальном низко и болотисто
9-15 1-00 0-00 Стоянка ПБ Начало ветвлений, отличная большая стоянка — в начале правого узкого рукава, основная же протока — левая.
9-45 0-30 0-00 Монс-озеро «Короткий» вход через узкую невзрачную протоку. Множество песчаных пляжей со стоянками. Отличные места для дневок. Идти правым берегом.
9-55 0-10 0-00 Выход из Монс-озера в «кривую протоку». Сразу не виден — хочется идти к «заборам», а не «назад». В протоке между озёрами тоже несколько отличных стоянок.
10-25 0-30 0-00 Мыс, Калмозеро. Обплыть мыс слева и вперед на север (левым берегом). На мысу и далее слева с виду те же пляжи, но в их глубине — кочковатая болотина, в отличие от Монс-озера. Неплохие стоянки есть только справа, но там совсем рядом посёлок Тикша. Отличная стоянка есть также в юго-юго-западном конце озера, примерно посередине большого песчаного пляжа (на карте там развилка «пунктирных» дорог, реально же по ним уже давно никто не ездит из-за разрушенных мостиков, зато вдоль них растут белые грибы).
10-55 0-30 0-00 Выход из Калм-озера Низкие заболоченные берега без стоянок.
11-35 0-40 0-00 Бетонный  автомобильный мост. За ним между свай разрушенного моста перекатик.
12-05 0-30 0-00 ЛЭП Низкие заболоченные берега продолжаются вплоть до Челгозера.
12-35 0-30 0-00 Челгозеро. Есть хорошие стоянки: одна — сразу у входа справа и несколько — у выхода (напротив входа, чуть правее выхода). На «выходных» стоянках проблемы с дровами в связи с их высокой посещаемостью… На «входной» стоянке обилие ягод.(сильнейший встречный ветер)
13-05 0-30 0-00 Выход в северном углу. У выхода как бы развилка — идти левее, правая протока — глухая.
13-45 0-40 0-05 Железнодорожный мост Под ним перекат. Сразу за ним в левой протоке — П.»Нахко» — сходу.
13-55 0-05 0-05 П.»Лоухи» За крутым левым поворотом. Сходу по струе. Чайникам на каркасных судах можно осмотреть слева.
14-20 0-20 0-00 Мост автомобильный, под ним перекат. Без осмотра. Сразу за мостом небольшой островок обплывать по основной (правой) протоке (левая, совсем узкая, набита камнями), а вот следующий, крупный остров ОБЯЗАТЕЛЬНО обойти слева, т.к. правая протока кончается противной длинной мелью.
14-35 0-15 0-25 П.»Хаудо»(II) Ряж слева. На выходе — бочка, легко обходится справа. Просмотр справа, однако опытным экипажам можно идти и без просмотра. Сразу за порогом, за углом — хорошие большие стоянки (сверху, на полочке, с воды не видно). УВП указано для просмотра и видеосъёмок.
15-05 0-05 0-00 Два переката
15-10 0-05 0-05 П.»Кривой»(II). Состоит из двух частей — мелкой шиверки до левого поворота на 90 градусов и слива с валами(в левой части) и небольшой бочкой(в правой) — сразу ЗА поворотом. Все лоции рекомендуют его смотреть, однако осмотр отнимает кучу времени (берег неудобен) и мало чего даёт кроме того что я написал (за углом — слив….). Оптимально идти его сходу, стараясь на повороте прижаться как можно левее, почти к берегу — там прямые высокие валы, достаточно безобидные. А вот правее их в бочке при нас кильнуло каяк… УВП указано для прохода без осмотра. Наверху три-четыре больших стоянки на ПБ.
15-15 за углом 2-00 П.»Тахко»(IV). (II). Высокий слив с гряды подковообразной формы. Чалка справа в заливчике. В малую воду проход слева (вдоль ряжа, затем резко направо в «котёл»). В «котле» байдарки стабильно кусает за правый борт — необходимо интенсивное откренивание. Возможна проводка справа. В среднюю воду справа уже можно проходить, а проводку делать по узенькой «канализации» правее островка.
Есть скромные стоянки за порогом на 2-3 группы. Напротив, на левом берегу — турбаза «Тахко», записки утверждают что они воруют по ночам вещи и рекомендуют дежурить. Мы не дежурили, только ценные вещи убирали под тенты — за две ночи ничего не пропало. В лесу прямо у стоянки море ягод. Некоторые энтузиасты ночуют на горе между «Тахко» и «Кривым» — отличное очень живописное место но ОЧЕНЬ далеко до воды.
Далее ~16км плёсов без течения, как правило со встречным ветром. Очень много отличных стоянок на обоих берегах.
20-35 3-20 0-00 Приток слева Няугу. Время на плёсы дано для встречного ветра.
20-55 0-20 0-05 П.»Ледмозерский-1″. Типа мощной шиверы. Сходу по струе.
21-15 0-15 0-05 П.»Ледмозерский-2″. Типа мощной шиверы. Сходу по струе. Снизу — хорошие стоянки по обоим берегам. Отличная оборудованная стоянка ПБ.
22-00 0-40 0-00 Впадение Растаса слева. Отличная оборудованная стоянка на впадении. Баня, коптильня, стол.
22-40 0-40 0-00 Стоянки на ЛБ. Большая сельга слева.
23-10 0-30 0-05 П.»Кильбо». Несложен, проход по струе. Вскоре слева — избы, за ними — перекатики и резкие повороты с течением.
23-40 0-25 0-05 П.»Омос». Перекат с поворотом. Сходу.
24-00 0-15 0-25 П.»Никуттный»(II). Ряж слева. Две ступени. Первая — большая бочка, «разорванная» чистым сливом ближе к правой части. Вторая — очень мощная шивера, по струе. Осмотр первой ступени справа, при некотором опыте можно идти и сходу. Места над порогом противные — даже обедать негде. За порогом справа — обитаемая хижина рыбака, сухое место для обеда неподалёку.
24-30 ~0-05 0-05 П.»Железные Ворота» 5 ступеней, первая — несложный порожек сходу по струе, остальные — перекатообразные. Напротив 2 и 3-ей ступени справа — стоянки. Далее до Рокконена со стоянками туговато…
~24-40 ~0-05 0-00 П.»Вигитус» Слабенький, но интересный — зигзагообразные манёвры вместе со струёй. Сходу.
~24-45 ~0-05 0-00 перекат фигня
~24-50 ~0-05 0-00 П.»Островной». Лесистый остров посреди русла. По любой протоке, фигня.
24-55 ~0-05 0-00 П.»Битуш». Сходу по струе, сразу за порогом в русле характерная неправильной формы скала — ориентир (при заходе её уже видно). Порог слабый. Время между предыдущими порогами неточное, однако суммарное время от Железных Ворот до Битуша верное (в спокойном темпе).
~25-10 ~0-15 0-00 П.»Грядовый». Останки дамбы (едва заметные). Идти по главной струе, валы. Далее через некоторое время камни, мелковато (возможно это П.»Раух», но течения почти нет).
~25-25 ~0-15 0-05 П.»Елоха». Порог-горка, помощнее предыдущих. Сходу по струе. ВНИМАНИЕ: ни ряжевой стенки на пороге, ни знака «уступи дорогу» в русле после порога, упомянутых в других лоциях, уже НЕТ!. Между «Елохой» и «Рокконеном» — короткий, почти круглый, разлив с низкими травянистыми берегами. У Рокконена с наплыва конца не видно — вот и все ориентиры.
25-30 сразу 1-00 П.»Рокконен»(III-).  (II). Желателен осмотр справа. Над порогом справа есть стоянка (средняя, но зато изобилие сушин). Ключевое место — в конце порога: струя бьёт в большие обливняки и нужно успеть уйти от них либо резко вправо, либо резко влево. В нашу малую воду проще вправо, т.к. слева — мелко. УВП указано для осмотра и видеосъёмки.
26-40 0-10 0-00 Отличные стоянки справа. В правой протоке. Можно заплыть для ночёвки или даже днёвки, однако потом вернуться (2минуты) и идти в ЛЕВУЮ протоку. Отсюда и разночтения по Сосновым порогам — в левой протоке они нормальные, а вот в правой — мели, проводки и прочие мучения. Далее описана ЛЕВАЯ, основная протока.
26-50 0-10 0-15 Сосновые пороги, 4 штуки. Первый, третий и четвёртый — мощные перекаты, по струе сходу. Наиболее интересен второй — в сужении локальный слив с валами и намёком на косую бочку (у левого края слива). Держитесь правее, ближе к берегу. Четвёртый порог уже у слияния проток.
27-10 0-05 0-00 Неизвестный порог Каменистое русло, нагромождения брёвен. Падения и течения почти нет. Ни в одной лоции не указан. За ним спокойный плёс.
27-25 0-15 0-10 Сотые острова. Идти по ШИРОКИМ левым протокам (в узкие не сворачивать, там мелко). В конце островов — два-три переката. Потом до «Оленьего» прямой широкий плес.
27-45 0-10 0-10 П.»Олений»(II). Длинная мощная шивера. Где-то после него перекат.
28-10 0-15 0-05 П.»Горшок(II)».

Ряж справа (дамба).

Вход по центру, выход вдоль правого ряжа. Сходу по струе.
28-25 ~0-10 0-00 Два порожка После справа берег повышается и там большая плоская стоянка (с воды не видно).
29-30 ~1-05 0-00 Мост, пос. Боровой Посёлок (точнее сараи на его окраинах) едва заметен слева перед мостом. Аборигены дружелюбны. Станция и посёлок только на левом берегу. Стоянки есть: на правом берегу как сразу за мостом, так и в 1-2км перед ним; на левом берегу — за 2-4км ДО моста. Примерно за 3км до моста в русле появляются глыбы и валуны, однако БЕЗ переката (ориентир). Начиная с 3-его км. от моста вдоль правого берега идёт дорога и можно договориться с машиной в посёлке на довоз вещей до станции (цены не спрашивали, но недорого, т.к. зарплаты в посёлке мизерные…). В Боровом десяток магазинов, междугородний телефон(в здании почты), больница.
  1. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.Потенциальную опасность или трудность может представлять встречный ветер на маршруте. В этом случае надо либо вставать и пережидать его, либо связывать катамараны воедино по вдоль для увеличения устойчивости на курсе.В случае более высокой воды, возможно, придется обносить мосты по берегу. 
  1. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

В городе Петрозаводск можно осмотреть местные достопримечательности, которых хватает, и побродить по городу. 

  1. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).

 15.1 Характеристика средств сплава

Сплав осуществлялся на двух каркасно-надувных байдарках Хатанга 3 тревл. Накачка проводилась штатными, довольно неплохими насосами. Также с собой имелись два комплекта ремкоплектов.

15.2 Питание в походе

Все продукты были приобретены заранее в г.Рязань. В походе было организовано трехразовое питание с горячим обедом или перекусом в середине дня.

Предпоходная подготовка продуктов заключалась в их герметизации полиэтиленовыми пакетами или расфасовкой в пластиковые бутылки.

Питание в машине и в населенных пунктах организовывали из подручных продуктов. Четкого графика дежурства в походе не было. Подобралась очень приятная компания,и готовка еды осуществлялась тем членом группы,кто лучше всех умел готовить данное блюдо. Мытьё посуды пало на плечи девчонок. 

  1. Стоимость проезда, проживания, питания, снаряжения и др.

Стоимость похода составила 52000 рублей на всех за дорогу (42500)и питание(9500).

  1. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
  2. Маршрут пройден в запланированные сроки. Уровень воды в реках при прохождении маршрута высокий.
  3. Удобная логистика при заброске и линейный характер маршрута позволяет уверенно его преодолеть начинающим группам даже с небольшим опытом, совершенствуя навыки сплава.
  4. Маршрут можно рассматривать как тренировочный поход перед более длительными путешествиями.
  5. 6. В районе Карелии совершен водный поход по линейной связке рек Муезерка – Чирка-Кемь, который можно отнести ко 2 категории трудности при высоком уровне воды,и рекомендовать к прохождению начинающим группам при достаточном опыте и соответствующем снаряжении. Набор и сложность определяющих препятствий соответствуют заявленной и пройденной категории сложности маршрута.

 18. Литература

  1. Лоция реки Муезерка-Чирка Кемь. http://www.afanas.ru/myreport/ck/ck_to.htm
  2. 2. Отчет Отчет о водном туристском походе III категории сложности по рекам Муезерка-Чирка-Кемь (респ. Карелия) совершенном с 15 по 28 июля 2012 г..Новожилова Ю.К. 2012год. http://www.turizmvnn.ru/report/muezerka-chirko-kem-2012/
  3. Атлас республики Карелия.

              Приложение 1. Схема маршрута.

ФОТОГРАФИИ

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2014 | All Rights Reserved | www.rznstr.ru