Федерация гребного слалома и рафтинга
Федерация спортивного туризма Рязанской области
Slide 1 jFlow Plus
Slide 2 jFlow Plus
Slide 3 jFlow Plus
Slide 4 jFlow Plus
Slide 5 jFlow Plus

Отчет по рекам Тунтсайоки-Тумча

ОТЧЕТ

О прохождении водного туристско-спортивного маршрута третьей категории сложности по Кольскому полуострову, совершенном группой туристов города Рязани по рекам Тунтсайоки-Тумча в период с 03.08.2020 г. по 13.08.2020г

РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ:

КРУПНОВ РОМАН НИКОЛАЕВИЧ

rnkrupnov@yandex.ru

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ Рязанской области рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю ТРЕТЬЕЙ категории сложности.

Рязань

2020 г.

 Паспорт спортивного похода.

1.1 Проводящая организация:

Туристский клуб «THELEOS» РязГМУ

Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54. (910) 900- 65-15

e-mail: ryazturclub@mail.ru

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 8 /4 выдана ТСМКК Федерации спортивного туризма Рязанской области ТССР. Шифр МКК 162-00-444650000

1.2 Район путешествия: Кольский полуостров, Мурманская область.

 

1.3 Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения Уровень воды
Общая Ходовых дней
Водный Третья 100 сплав

 

11 8 с 03.08.2020 г. по 13.08.2020г.

 

Ниже среднего-средний

 

 1.4 Подробная нитка маршрута: г. Рязань – г. Кандалакша – пос.Алакуртти – р.Тунтсайоки-р.Тумча-Иовское вдхр. — пос.Зареченск – г.Кандалакша -г. Рязань.

 

1.5 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута (река Тунтсайоки)

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) Осмотр, стоянки. Путь прохождения локальных препятствий.
«Первенец» 3 200 Сразу за ж/д мостом, чалка ПОСЛЕ моста к ПБ. Три протоки. Основной слив косой формы находится в правой протоке, далее выходная шивера. Осмотр с ПБ — правой и с острова — центральной протоки. Слева — непроход (водопады).

Проходили правой протокой в основной слив всеми судами. Страховка с воды ранее прошедшими судами. Все суда.

«Падун» 3+ 200 Сразу за левым поворотом.

Островок. Слева две мощные бочки. Справа — несколько сливчиков. Проход катов — слева

Просмотр для катов — по ЛБ. На ПБ над порогом – погранзастава.

Проходили под левым берегом по основной струе все суда. Страховка с воды.

«Двойной» 2 200 Сразу за Падуном. На правом повороте.

Валы, камни, косые бочки. С ходу

Сходу по основной струе все суда.
«Каменистый» 2 200 На левом повороте, сразу за ним виден большой каменный мост.

Камни, маневр, с ходу.

Сходу по основной струе. Все суда.

За порогом автомост. слева стоянка

«Водопадный-1» 3 150 Валы, шум. Перед порогом — стоянка на ПБ. Осмотр только с ПБ.

Сходу в центральный слив.

«Водопадный-2» 3 150 Валы, отдельные камни в русле. По струе. Осмотр с ПБ.

Сходу с лавировкой между камней. Все суда.

«Кривой» 3 200 Остров. Слева — входная шивера. Главный слив(бочка) — за крутым левым поворотом.

Чалка ЛБ. Проход в левый слив водопадного типа.

Осмотр с ЛБ. Стоянка на ЛБ сразу за сливом.

Проходили в слив под ЛБ.

«Юрьев день» 2 300. Скала на ПБ, разрушенные быки моста на берегах.

Входная шивера, затем слив с плит с бочкой.

За сливом на ЛБ — неплохая стоянка.

Сходу по основной струе.

«Скалистый глаз» 2 200 Последняя шивера — справа от островка.

Мощные валы.

Сходу по основной струе.
«Надежда» 2 200 Остров

Слева — мелкая шивера-канализация. Справа — бочка. Просмотр с острова.

После бочки и слияния проток — еще один небольшой слив около ПБ.

Сходу по основной струе.

«Март» 2 50 Остров, большие камни. С воды слив не виден.

Слив с косой бочкой. Просмотр слева.

Сходу по основной струе всеми судами.
«Кошмарики» 2 300 Каменный остров.

Слева — шивера, справа — два сливчика.

Неплохие стоянки над порогом на обоих берегах. Шли по основной струе под левым берегом.
«Красивый» 3 300 Нагромождения камней. Входная шивера (чалка к ПБ).

Сужение реки, мощный слив, бочки. Заход правее с уходом налево.

Просмотр по ПБ.

Возможен обнос по ПБ.

Проходили сходу по основной струе.

«Вечерний» 2 100 Остров, камни. Валы. Просмотр с воды. По струе.
«Яма» 3 250 Сужение реки.

Мощный слив с пенным котлом в треугольнике из мощных отбойников.

Просмотр с ЛБ и ПБ.

Удобен для катания. За порогом на ЛБ — хорошая стоянка.

Прошли по основной струе.

«Котел» 3 100 Виден от «Ямы» на горизонте. Слив сложной формы. В левой части попроще, в центральной «котел». Отличная стоянка на ЛБ. Просмотр и проход слева Через 10мин — приток Кутсайоки справа.

 

1.6 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута ( р.Тумча)

Вид препятствия

(порог)

Категория трудности Длина препя-тствия Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) Осмотр, стоянки. Путь прохождения локальных препятствий.
«Карниз» 3 200 Каменный остров ближе к ЛБ.

Слева — слив с плит водопадного типа (только для катов). Правая делится на две: крутой широкий слив с пенным котлом справа и более пологий слив в центре, но с «косым» входом. Вторая ступень — сужение реки, валы.

Катамараны — проход везде. Осмотр с острова. Обнос удобнее слева. Слева и справа над порогом хорошая стоянка.

Проходили правой протокой в различных местах. Страховка с воды и с ПБ спасконцом.

«Каньонный» 2 200 Высокие скальные стены

Валы. Можно с ходу

Просмотр и стоянка на ОЧЕНЬ высоком ЛБ. Сходу по основной струе.
«Змея» 2 400 Сразу за левым поворотом

Струя петляет, валы. Начало можно просмотреть по ЛБ

До левого прижима — держаться правее, после — левее.

По основной струе.

«Шляпа» 3 200 За левым поворотом

Слив с бочкой и прижимом, крутой поворот на 180 и 2я ступень — сливы, бочки, чисто справа, но туда трудно зайти из-за поворота.

Есть еще правая протока — две мощных бочки в узком ущелье — на любителя.

Интересный, требующий маневра порог. Просмотр по ЛБ. Пустой поселок лесорубов по ЛБ.

Проходили с заходом под ЛБ. В прижим по ПБ к центральному камню-не совались.

 

 

  1. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников.

 

Фамилия, имя, отчество Г/р Место работы, должность, телефон Домашний адрес, телефон Туристский, перевальный и высотный опыт

(перечислить походы по данному виду туризма, а при необходимости — и по другим видам, с указанием вида туризма, участие/руководство, района, категории сложности, высоты и т. п.)*

Обязанности

в группе

(и распределение по средствам передвижения)

1 Крупнов Роман

Николаевич

1978 ГБУ РО КБ Семашко

врач – офтальмолог

р.Дибанг -6у., р.Кура-Риони-Цхенисцкали-6р.

Р.Тумча-Кутсайоки-4р

Руковод. К4-1
2 Крупнова

Александра Александровна

1982 ГБУ РО КБ им. Н.А. Семашко

врач- терапевт

Р.Мста-2у,

Р.Б.Зеленчук-р.Кубань-Р.Уруп-2к.с.с эл3

Медик, К4-1
3 Колотикова

Милана

Романовна

2009 Школа №16 Р.Пра -1 у, 30%. Хоз.часть,К4-1
4 Крупнов Илья Романович 2017 Дет. сад Р.Пра -1 у. Массовик-затейник
5 Безручко

Светлана Анатольевна

1975 ГБУ РО КБ им. Н.А. Семашко

Врач-офтальмолог

Р.Мста-2у,

Р.Б.Зеленчук-р.Кубань-Р.Уруп-2к.с.

Медик,К4-2
6 Бородулин Александр

Германович

1975 ООО «ПМП Электросистемы», гл. инженер Р.Мста-2у,

Р.Б.Зеленчук-р.Кубань-Р.Уруп-2к.с.с эл3

Рембрат,К4-2
7 Бородулин Никита Александрович 2004 Школа №72 Р.Мста-2у,

Р.Б.Зеленчук-р.Кубань-Р.Уруп-2к.с.с эл3

Рембрат,К4-2
8 Бородулина Мария Николаевна 1980 Б-ца Семашко, врач-офтальмолог Р.Пра -1 у, 30% Медик.К4-2
9 Бородулин Михаил Александрович 2010 Школа №72 Р.Пра -1 у. Массовик –затейник
10 Ленский Владимир Петрович 1971 Предприниматель Р. Тумча -3у, р.Катунь-4у,

р.Жомболок-Ока Саянская-5к.с.

Гитарист,К-2
11 Марченко Денис

Николаевич

1978 ООО Маркет Р.Пра -1 у,

Р.Мста-2у

Видеооператор,К-2
12 Марченко Лучезар Денисович 2009 Школа 65 Р.Пра -1 у Хоз.часть
13 Сычев Алексей Витальевич 30.03.1994 Сисадмин Р.Пра — 1у, 30% К 4-1

 

  1. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна.

За прошедшие годы костяк команды уже совершил неоднократные совместные походы  по реке Пра 1 к.с.(2016-2018годы), река Мста 2 к.с. 2018г, реки Б.Зеленчук-Кубань-Уруп 2с с эл 3 к.с. 2019год. Из-за пандемии Covid-19 в России и мире весенние маршруты были сорваны, а планирование более сложных походов практически невозможно. Оставалась небольшая надежда в период послабления «карантинных» мер попытаться совершить путешествие по проверенному и хорошо известному маршруту. Успешному прохождению маршрута способствовали следующие факторы:

  1. Руководитель похода уже в восьмой раз был на данной связке рек и хорошо знал ориентиры порогов, места заходов в препятствия и способы их прохождения.
  2. Хорошее знание руководителем маршрута позволяло идти большую часть препятствий без предварительного просмотра с взаимной страховкой. Экономить время на просмотре «несложных» порогов для выбора линии движения и выиграть время для тренировок на ключевых порогах.
  3. Возможность организовать на некоторых порогах (Яма, Котел, Водопадный, Карниз) многократные тренировочные прохождения с целью повышения технического мастерства участников.

Временем для похода была выбрана первая половина августа. В данный период года, как правило, средний или ниже среднего уровень воды.

Изюминкой похода являлось наличие « большого» количества «детей» в группе, некоторым из которых предстояло проходить основные пороги. Изначально планировался маршрут на трех катамаранах четверках, но болезнь одного из участников и рабочие обстоятельства у другого не позволили принять участие одной из катамаранов четверок. Благодаря оперативной оптимизации группы в ее составе оказалось 13 человек.

  1. Справочные сведения о районе похода

Маршрут похода пролегает по территории Кольского полуострова, недалеко от границы с Финляндией — данная местность является частью пограничной зоны. В связи с этим, населенных пунктов встречается немного. Реки Тунтсайоки-Кутсайоки(подьем до порога  «Водопадный»)-Тумча различаются изобилуют порогами. Если отойти от реки, то можно увидеть огромное количество сопок различной высоты. Берега, в основном, болотистые. В лесах встречается большое количество грибов, ягод (морошка, черника, голубика, клюква). Реки, особенно Кутсайоки, на протяжении всего маршрута богаты рыбой. На воде в дневное время бывают порывы ветра, что может сильно затруднять движение по реке и несомненно по выходному водохранилищу. В связи с особенностями геологического строения района, река изобилует многочисленными препятствиями (пороги, шиверы, перекаты и т.д.), обусловленными выходами скальных пород. Рельеф района путешествия моренно-ледниковый: гряды, межгрядовые долины рек и ручьев, многочисленные ледниковые озера, россыпи валунов, сопки, поросшие лесом. Леса преимущественно еловые, но встречается и береза.

  1. Описание маршрута

Маршрут популярен среди любителей сплава на Кольском полуострове и известен с «советских» времен. Хорошая логистика по заброске и выброске с маршрута позволяет не только спортивным, но и группам с любой формой организации похода. Раньше связка данных рек проходила как выпуск на 4 к.с., но пересмотр классификации рек и характера препятствий понизило маршрут до 3к.с.-3+к.с., хотя не исключаю по высокой воде возможности категорирования маршрута как 4 к.с.. Маршрут проходит по территории Кольского полуострова в приграничной зоне. Носит линейный характер с удобной заброской и достаточно комфортной выброской. Все препятствия на маршруте носят четко выраженный локальный характер. Для катамаранов практически все препятствия не представляют опасности при среднем-ниже среднего уровнях воды. На маршруте имеются достаточно «сильные» пороги категории 3+: Падун, Яма, Котел, Карниз на Тумче, Шляпа. Пороги Яма, Котел, Карниз позволяют осуществить «удобный» обнос судов и провести тренировку на пороге.

  1. Варианты подъезда и отъезда.

Из Рязани на Кольский полуостров можно попасть железнодорожным и автомобильным транспортом. Традиционно мы воспользовались железнодорожным сообщением. Промежуточным населенным пунктом на пути к реке является город Кандалакша, откуда начинается транспортная заброска на реку. В 2020 году было отменено большинство железнодорожных рейсов, не исключением стало и северное направление.

Наиболее оптимальным является прямой поезд из Рязани до Кандалакши, но пандемия изменила наши планы. Наиболее оптимальной оказалась заброска на маршрут железнодорожным транспортом с пересадкой в городе Санкт-Петербург.

Воспользовавшись сайтом железных дорог (РЖД.РУ) мы подобрали себе подходящий вариант, следующий через Рязань. Пребывание в Питере составило порядка 8 часов, позволив погулять участникам по городу, но добавив хлопот по перевозке и переносу вещей на вокзалах.

В конце 2014 года вступили новые правила перевоза багажа железнодорожным транспортом. Теперь необходимо приобретать багажный билет, согласно которому можно перевозить крупногабаритный груз, включая катамаран. Катамаран попадает под весовую категорию 30кг. На группу бралось несколько багажных билетов, которые соответствовали количеству рам и вязанок с веслами( итого 6 шт). По правилам на один посадочный билет можно взять три места багажа до 200кг сумарно, но с соблюдением габаритов в трех измерениях 180 см.

От Кандалакши до начала маршрута в г.Алакуртти и от место окончания в Зареченске до Кандалакши имеется хорошая сеть автодорог, позволяющая провести заброску и выброску «колесами в воду». Это важный момент позволяет брать с собой катамараны в штатной комплектации с металлическими рамами и не экономить на весе продуктов.

  1. Пребывание в приграничном районе

Начало маршрута проходит в приграничном районе. По прибытии в поселок Алакуртти необходимо заехать или дойти до пограничной заставы, от порога Первенец около 1.5км, где пройти регистрацию, предоставив паспорта участников и список группы. Прослушать информационную беседу начальника караула. В дальнейшем на маршруте проблем не возникало.

  1. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Маршрут проходит по малонаселенной местности практически в автономном режиме. В случае чрезвычайной ситуации возможно активизация движения группы на маршруте и окончание у порога «Шляпа» откуда возможна эвакуация на катере в поселок Зареченск и далее город Кандалакша. Устойчивая мобильная связь появляется около 10 км до Зареченска, сеть «Мегафон». Возможно появление связи сети МТС. При подьеме на сопку в течение маршрута.

  1. Страхование жизни и здоровья участников

Поход проходит по территории РФ. При желании возможно оформить спортивную страховку на время спортивной части маршрута.

Менеджер Гусева Анна 8905-187-77-75 Страхование по программе «Классик» с дополнительным условием «спорт», страховая сумма на каждого человека 15 000 у.е., компания- SAVITAR GROUP.

  1. 10. Изменения маршрута и их причины.

Из за болезни одного из самых маленьких участников а самом начале маршрута и «большого» количества «детворы» в группе, нам пришлось отказаться от амбициозного плана по подъему вверх по реке Кутсайоки до порога «Водопадный». Маршрут пройден в установленные сроки.

 

 

  1. График движения.
Дата День

пути

Участок пути

От и до

Длина пути, км Ходовое время, ч. Определяющие препятствия на участке Способ передвижения/

погода

01.08 1 Г.Рязань- Поезд
02.08 2 -Санкт-Петербург Поезд

 

03.08 3 -Кандалакша-г.Алакуртти-

Стапель на пор. «Первенец».

110

 

 

 

2

 

6

 

 

 

 

Поезд

Машина/стапель

Солнце

04.08 4 Пор. «Первенец»-автомост 5 5 Пороги «Первенец», «Падун» Сплав /пасмурно(краткий ливень)
05.08 5 Автомост Дневка(болезнь участника)/памурно
06.08 6 Автомост-перед «Кривой» 8 4 «Водопадный»1,2, Сплав/ пасмурно
07.08 7 Перед «Кривой»-пор. «Кошмарики 15 6 «Кривой», «Юрьев день», «Скалистый глаз», «Надежда», «Март» Сплав/ солнце
08.08 8 Пор. «Кошмарики» — «Яма» 13 6 «Кошмарики», «Красивый», Сплав/ переменная обласность
09.08 9 Пор.«Яма» Дневка / баня
10.08 10 Пор. «Яма»-«Карниз» 6 5 Пороги «Яма»,«Котел» Сплав/ солнце

 

11.08 11 Пор. «Карниз»-водохранилище 22 10 Порог«Карниз»,«Каньонный», «Змея», «Шляпа» Иовск.вдхр. Сплав/ пасмурно
12.08 12 Водохранилище-Зареченск 31 12 Иовское вдхр.-база Иова перд пос.Зареченск Сплав / пасмурно
13.08 13 Зареченск-Кандалакша Машина/ пасмурно
14.08 14 Санкт Петербург Поезд
15.08 15 Рязань Поезд
Итого 100

 

Принятые в отчёте сокращения:

ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;

ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;

крПП, крЛП – крутой правый поворот, крутой левый поворот;

ХВ –ходовое время – время движения с учётом остановок;

К4-1, К4-2, К2 – (см. «Состав группы и распределение по судам»);

 

  1. Техническое описание прохождения группой маршрута.

В тех. описании решили детально не прописывать все пороги, т.к. они описаны в разделе определяющих препятствий и лоции, которая приводится ниже.

01.08 Вечером в 22.300 собравшись на вокзале Рязань-2, группа погрузилась в поезд и выдвинулась в сторону Санкт-Петербурга. Шесть единиц снаряжения( рамы и упаковки с катами) были сданы в багажный вагон.

02.08 Днем потребовалась переброска с Ленинградского на ладожский вокзалы. Воспользовались местным грузотакси для перевозки вещей. Сменные дежурные на вокзале, позволили остальным погулять по городу(Фото1). Вечером около 21.00 погрузились в поезд на Кандалакшу.

Фото 1. На Дворцовой площади Крупновы-Бородулины.

03.08 В Кандалакшу прибыли в 16.30. Машина встретила без задержек- поехали в местную «Пятерочку» докупить продуктов. На подъезде к поселку Алакуртти, прошли промежуточный погранпост с проверкой документов(паспортов), где получили рекомендацию заехать на погранзаставу для прохождения инструктажа. К месту стапеля прибыли к 20.00. Сразу же начали стапель.

04.08 Около 8.00 руководитель в сопровождении участника отправились на заставу с паспортами для прохождения инструктажа. За время стапеля команда позавтракала и пообедала и к 16.00 была готова к началу открытия водной части. Фото 2.

Фото 1.2.3 Стапель в Алакуртти и начало сплава.

Фото 3. Порог «Первенец» К4-1

В группе было 3 судна. Для успешного начала было решено отправить «детскую» часть команды к ключевому места порога «Первенец» для проведения съемки. Вначале прошел катамаран двойка, затем К4-2, замыкал прохождение К4-1, с подсевшими в экипаж Светланой Безручко и Владимир Ленский(Фото 3).

 

Все экипажи успешно реализовали намеченную линию движения по основной струе. Во время прохождения «Первенца» группу накрыл плотный ливень, налетевший из ниоткуда. После прохождения «Первенца» все чалились ниже моста на правом берегу, где разобравшись по экипажам после прохождения двинулись к порогу «Падун»- чалка перед порогом на левом берегу. Беглый осмотр порога и обход детворы по левому берегу с успешным прохождением по основной струе всеми экипажами вдоль левого берега. Дальше рассадка по штатным местам и прохождение сходу порогов «Двойной» и «Каменистый». За порогом «Каменистый» виден автомост. На часах начало десятого – принято решение о чалке по левому берегу за мостом и постановка лагеря. Спать легли в первом часу.

05.08. Встали около 9.00. После побудки выяснилось, что самый юный участник группы приболел- слабость. Поднялась температура до 39.5 градусов. Этот день было решено потратить на дневку для оценки состояния Ильи. К вечеру состояние стало улучшаться после иньекции литической смеси. День был волнительный- волновались все.

06.08.  Утром сразу же все внимание было приковано к Илье. Надо было решать: возможно ли двигаться дальше. К 16.00 все были готовы двигаться дальше.

Походной колонной прошли пороги «Водопадный 1и2». К 20.00 встали на стоянке левого берега с красивым песчаным пляжем, не дойдя до порога « Кривой» около 1километра.

07.08. Утром после завтрака подошли к порогу «Кривой». Традиционная линия движения под левым берегом с фотосъемкой в основном сливе. (Фото4-6).

Фото 4,5,6. Порог «Кривой» экипажи К2, К4-2, К4-1.

Все экипажи успешно реализовали намеченную линию движения, пройдя в полном составе. Дальнейший сплав шел в режиме походной колонны. Пороги «Юрьев день», «Скалистый глаз», «Надежда», «Март» пройдены с ходу, согласно лоции. На реке отмечается достаточно большой количество групп, хорошие места для стоянок как правило заняты. К 19.00 подошли к порогу «Кошмарики» и встали на мысе левого берега. Стоянка «так себе», но выбирать не приходится- правый берег занят.

08.08. День офтальмолога ознаменовался утренним прохождением порога «Кошмарики» по основной струе левой протоки. К обеду подошли к порогу «Красивый». Предварительный просмотр, сьемка и номинальная страховка по правому берегу. Поочередное прохождение судов по основной струе(Фото7-10).

Фото 7,8,9,10.Порог Красивый» экипажи К2, К4-2, К4-1. Дети на пороге(самый юный Илья).

Дальнейший сплав походной колонной до порога «Яма». Перед «Ямой» группе пришлось поволноваться в пороге «Вечерний». При прохождении правой протокой, она оказалась заблокирована поваленной елью. Слаженная работа команды и проводка судов в узких местах на морковках закончилась безаварийным прохождением группы.(Фото11.)

Фото11. Проводка катамаранов на чалках, порог»Вечерний».

Около 20.00 встали перед порогом «Яма» на левом берегу. Остальные места на пороге были заняты.

09.08. У членов группы начала накапливаться усталость. Было решено день отвести на дневку и проведение бани. Разведывательный отряд в составе четырех человек определил место бани на пляже левого берега и из подручных средств сотворил походную каменку, которую накрыли штатным банным тентом. С дровами на пороге туго, поэтому таскать приходиться из глубины леса. Каменку топили пять часов, что позволило комфортно попариться 1.5 часа.

10.08. Сегодня день рождения у Александры. Утром моросит дождь и наши сборы растягиваются по времени. Уже пообедав, мы уходим на порог «Яма». Перед «Ямой» чалка на левом берегу у поваленной березы. Вся группа уходить на сьемку-страховку и проведение коллективной фотографии(Фото 12).

Фото 12. Коллективная на пороге»Яма».

Первым экипажем идет К2, за ним уже в обкатанном режиме проходят катамараны четверки, пробивая основную бочку «в лоб»( Фото 13-15). За порогом чалка на песчаном пляже левого берега. До порога «Котел» остается около 500метром, чалка перед порогом в небольшом улове по левому берегу.

Далее идет обработка порога «Котел» в таком же формате.(Фото16-18). Порядок прохождения К-2,К4-2,К4-1. Во время финального прохождения К4-1 идет замена левого носового –на корму подсаживается капитан К4-2. При прыжке в основной слив левый кормовой выпадает в бочке. Но самостоятельно забирается на судно. Уже к 20.00 мы подходим к « Карнизу» и встаем перед порогом на уютной стоянке правого берега. В 23.30 торжественный салют в честь дня рождения Александры.

Фото 13-14 Порог «Яма» экипаж К-2, К4-2.

Фото 15.Порог «Яма» К4-1.

 

Фото17. Порог «Котел» экипаж К4-2

Фото18. Порог «Котел» экипаж К4-1

 

11.08. Утро начинается с переноса вещей к концу порога «Карниз». Решено проходить его на разгруженных судах. К-2 успешно реализовал свои амбиции в центральной части порога, а обе четверки успешно прошли в центре козырька «карниза» в правой части порога (Фото19-21).

Фото 19.Порог «Карниз» К2.

Фото20. Порог «Карниз» экипаж К4-2

Фото 21.Порог «Карниз» К4-1.

Фото22. Порог «Шляпа» экипаж К-2

 

Фото 23.Порог «Карниз» К4-2.

Фото24. Порог «Шляпа» экипаж К4-1.

К обеду подошли к порогу «Шляпа». Все суда поочередно прошли препятствие под левым берегом(Фото 22-24). 2 часа ушло на сооружение монолитной конструкции из катамаранов. Уже к 22.00 подошли в среднюю часть тумчаозера к мысу «Надежды».

12.08. Рано утром снова налегли на весла. Во время движения по озеру был попутный ветер, что позволяло идти с ветерком в спину. Питание при движение осуществлялось сухпайком и заранее приготовленным чаем. К 22.00 подошли к Зареченску, где остановились на придомовой территории базы Иова.

13.08.  К 11.00 прибыл заранее заказанный транспорт и вся группа отправилась в обратный путь. Коллективной фото на мосту через Иову и путь домой(Фото 25).

Фото 25. Общая фотография на мосту через реку Иова.Команда (Маша, Миша, Никита, Александр, Алексей, Лучезар, Денис, Роман, Александра, Илья, Милана, Светлана, Владимир).

В Кандалакше закупили провизии в «Пятерочке» на поезд. Посадка на поезд до Питере около 16.00.

14.08.  К 11.00 прибыли в Питер. Переброска с вокзала на вокзал и посадка в 18.00 на Ленинградском вокзале до Рязани.

15.08.  Утром около 6.00 прибыли на станцию Рязань -2. Конец маршрута, но не похода. Впереди еще «точка».

 

12.1 Лоция рек Тунтсайоки-Кутсайоки-Тумча( от Афанасенкова Михаила).

  Препятствие К.с. Время Время от предыдущего Нахождение Описание Осмотр, стоянки
31 «Первенец» 4 72.5 5 Сразу за мостом, чалка ПОСЛЕ моста к ПБ. Три протоки. Центральная удобна для прохождения «мягких» судов — кривой трек справа налево по мелким плитам. Правая удобна для обноса главного слива, который проходим, но очень неприятен. В обоих случаях далее мощная выходная шивера. Осмотр с ПБ — правой и с острова — центральной протоки. Слева — непроход (водопады).
32 «Падун» 4 73.3 10 Сразу за левым поворотом Островок. Слева две мощные бочки. Справа — несколько сливчиков. Проход байд — справа, катов — слева Просмотр для катов — по ЛБ, для байд — по ПБ. На ПБ над порогом — погранзастава — нужно зайти отметиться
33 Перекат 2 74.0 5 По правой протоке Валы С ходу
34 «Двойной» 3 74.3 5 Сразу, на правом повороте Валы, камни, косые бочки. С ходу Желательно просмотреть заход с ПБ
35 «Каменистый» 3 75.3 10 На левом повороте, сразу за ним виден большой каменный мост. Камни, маневр, с ходу. Желателен осмотр с ЛБ. Моста мы лично не видели (построен примерно 1996-97).
36 Порожек 1 75.6 5 Две протоки Сливчик в обеих

Слева интереснее

Справа (говорят)- стоянка на ПБ.
37а «Водопадный-1» 3 76.6 15 Валы, шум. Проход в центральный слив. Перед порогом — стоянка на ПБ. Осмотр только с ПБ.
37б «Водопадный-2» 3 76.7 1 Сразу По струе, осмотр с ПБ обязателен.  
38 «Кривой» 4 85.0 100 Остров. Слева — входная шивера. Главный слив — за крутым левым поворотом Чалка ЛБ. Проход в левый слив водопадного типа. Осмотр с ЛБ. Стоянка на ЛБ сразу за сливом.

За час до порога — мост.

39 Перекат 1 90.0 40
40 Перекат 1 91.0 15 Ветвление Слева мощнее Шли справа.
41 «Юрьев день» 3 92.0 15 Скала на ПБ, разрушенные быки моста на берегах Входная шивера, затем слив с плит с бочкой. Просмотр. За сливом на ЛБ — неплохая стоянка.
42 Шиверы 2 92.2 Сра-зу
43 «Скалистый глаз» 3 93.5 5 Последняя шивера — справа от островка Мощные валы, просмотр слева. Можно с ходу.
44 «Надежда» 3 94.0 5 Остров. Слева — мелкая шивера-канализация. Справа — бочка. Просмотр с острова. После бочки и слияния проток — еще один небольшой слив около ПБ.
45 «Подкова» 1 95.0 15 Перекат Хорошая стоянка в конце.
46 «Март» 3+ 96.5 15 Остров, большие камни. С воды слив не виден. Слив с косой бочкой. Просмотр слева.  
47 Перекат 1 96.8 10 Остров, слева — мелко, справа — перекат Вскоре после него — правый приток, при этом впереди на горизонте — сопка
48 «Кошмарики» 3 101.0 35 Каменный остров Слева — шивера, справа — два сливчика. Просмотреть заход у обеих проток. Неплохие стоянки над порогом на обоих берегах
49 Перекат 1 102.4 10 Ветвление Везде справа  
50 Слив с плит. Есть не во всякую воду (!) 1 103.9 20 Слияние всех проток, правый поворот, начало мощной широкой шиверы (послеслива). С ходу Перед поворотом — хорошо заметная стоянка на ПБ
51 «Красивый» 5 104.0 Сразу(!). Нагромождения камней. Входная шивера (чалка к ПБ). См. также ориентиры П50. Сужение реки, мощный слив, бочки. Заход правее с уходом налево. Просмотр по ПБ.

Возможен обнос по ПБ.

52 «Вечерний» 3 108.0 45 Остров, камни. Заход справа с уходом к центру. Валы. Просмотр с воды.
53 «Узкий» 2 108.7 10 Бочка. С ходу.  
54 «Яма» 5 109.0 5 Сужение реки. Мощный слив с пенным котлом в треугольнике из мощных отбойников. Просмотр с ЛБ. Удобен для катания на байдарках.

За порогом на ЛБ — хорошая стоянка.

55 «Котел» 4 109.8 5 Виден от «Ямы» на горизонте. Слив,пена, просмотр и проход слева. Отличная стоянка на ЛБ. Байдарки проходят по левому краю слива. Через 10мин — приток Кутсайоки справа.
56 «Ночной» 3 113.0 40 С ходу у ПБ  
57 «Карниз» 5 113.3 5 Каменный остров ближе к ЛБ. Слева — слив с плит водопадного типа (только для катов). Правая делится на две: крутой широкий слив с пенным котлом справа и более пологий слив в центре, но с «косым» входом. Вторая ступень — сужение реки, валы. Катамараны — проход везде. Байдарки — проход по языку в центре, но страховка затруднена. Осмотр с острова. Обнос удобнее слева. Слева над порогом хорошая стоянка.
58 «Каньонный» 2 119.0 60 Высокие скальные стены Валы. Можно с ходу Просмотр и стоянка на ОЧЕНЬ высоком ЛБ.
59 «Змея» 3 119.5 5 Сразу за левым поворотом Струя петляет, валы. Начало можно просмотреть по ЛБ До левого прижима — держаться правее, после — левее.
60 «Шляпа» 4 122.0 15 За левым поворотом. Слив с бочкой и прижимом, крутой поворот на 180 и 2я ступень — сливы, бочки, чисто справа, но туда трудно зайти из-за поворота. Интересный, требующий маневра порог. Просмотр по ЛБ. Пустой поселок лесорубов. Есть еще правая протока — две мощных бочки в узком ущелье — на любителя.
пос. Зареченск   180.0 12-16

часов

по карте Плесы, озера, волна.  

 

  1. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.
  2. Потенциальную опасность или трудность может представлять встречный ветер на маршруте.
  3. Надо быть готовыми к затяжным дождям и возможности передвигаться в дождь, без угрозы здоровья участников от переохлаждения.
  4. В случае более высокой воды более тщательно подходить к прохождению определяющих препятствий.

 

  1. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

В городе Кандалакша можно осмотреть местные достопримечательности, которых хватает, и побродить по городу, посетить /заказать баню.

 

  1. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).

15.1 Характеристика средств сплава

Сплав осуществлялся на двух катамаранах четверках и катамаране двойка: К-2- самодельный по выкройкам «Тритона».К-4 – «Нарын-600» производства «Рафсервис» в штатной комплектации с разборными поперечинами.На катамаран имелось по одному запасному веслу и одной морковки. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась помпой. В таблице «График движения» указана погода на момент сплава. У группы имелся комплект медикаментов и необходимый ремонтный набор.15.2 Список общественного снаряжения

Тент общественный 3х4 м- 3 шт, 3х3- 2 шт, костровой  шатром 1 шт, 4х5- 1 шт

Котлы 3 шт по 10,8,6 литров каждый

Пила двуручная

Пила лучковая

Топор 2 шт

Помпа 4 шт

Весла запасные 5 шт

Рации 4 шт.

Палатка 8 шт

Морковка 5 шт

Таганок 1 шт

Гитара 2 шт

Навигатор GPS 1 шт

Ремнабор комплект

Аптечка комплект

15.3 Состав аптечки и ремнабора.

 

Ремнабор   Аптечка
Теза 0.5 м Штуцера 2шт Левомицетин 10 табл Наколенник 2 шт
Резина 0.5 м Пряжки к рюкзакам Фестал 20 таб Левомеколь 1 шт
Нитки 50м капрон Стропа 2 метра25 мм Аспирин 10 таб Пантенол 1 шт
Иголки 6 шт Спички 10 коробок Супрастин 10 таб Троксевазин 1 шт
Ножницы Изолента Пенталгин 10 таб Шприцы 5 шт
Бензин 0.2л Ножовка по металлу Имодиум 10 таб Ампульные препараты
Ацетон 0.2 Запасные болты для катамаранов(по размеру) Ципролет500 20т Клей БФ 1шт
Оргстекло Капли глазные Ножницы
Клей резин 0.2л Спирт 0.1л Валидол 10 таб
Клей Уран 6шт Зеленка 1фл Бинт стерильный
Шило Йод 1фл Пластырь 1шт
Скотч водостойкий Перекись 1фл Бинт эластич 2 шт
ИТОГО 2,5 кг 3кг

 

15.4 Питание в походе

Часть продуктов была привезена из Рязани, недостающие продукты были закуплены в Кандалакше. В походе было организовано трехразовое питание с горячим обедом в середине дня. Предпоходная подготовка продуктов заключалась в их герметизации полиэтиленовыми пакетами и скотчем.

Питание в поезде и в населенных пунктах организовывали из подручных продуктов. Все дежурства по приготовлению пищи были суточные и делились между экипажами по четыре человека на смену на разжигание костра и приготовление продуктов. Имеющиеся продукты равномерно распределялись и перевозились в экипажах.

  1. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
  2. Маршрут пройден в запланированные сроки. Уровень воды в реках при прохождении маршрута ниже среднего-средний.
  3. Удобная логистика при заброске и линейный характер маршрута позволяет уверенно его преодолеть начинающим группам даже с небольшим опытом, совершенствуя навыки сплава.
  4. Маршрут можно рассматривать как тренировочный поход перед более длительными путешествиями.
  5. 4. В районе Мурманской области совершен водный поход по связке рек Тунтсайоки-Тумча, который можно отнести ко 3 категории трудности при уровне воды средний- ниже среднего и рекомендовать к прохождению начинающим группам при достаточном опыте и соответствующем снаряжении. Набор и сложность определяющих препятствий соответствуют заявленной и пройденной категории сложности маршрута.
  6. При маршруте с детьми рекомендуем закладывать лишние дни для проведение тренировок на порогах.

 17. Литература

  1. Лоция реки Тумча-94 http://lib.ru/TURIZM/tumcha94.txt

2 Лоция реки Тумча-95 http://www.afanas.ru/myreport/tumcha/tum95d.htm

  1. Атлас республики Карелия, карты генштаба масштаб 1:200000.
  2. Отчет Гены Кулагина 3 к.с. река Тумча http://rznstr.ru/otchet-3-k-sl-po-rekam-tuncajoki-kutcajoki-tumcha-2016g-rukovoditel-kulagin-gena
  3. http://www.afanas.ru/myreport/ck/ck_to.htm Лоция реки от М.Афанасенкова
  4. Отчет 3 к.с. по рекам Тунтсайоки-Кутсйоки-Тумча, Рязань 2017г. http://rznstr.ru/turistskij-klub-theleos-ryazgmu-otchet-po-rekam-tuntsajoki-kutsajoki-tumcha-krupnov-roman

 

 

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2014 | All Rights Reserved | www.rznstr.ru