Федерация гребного слалома и рафтинга
Федерация спортивного туризма Рязанской области
Slide 1 jFlow Plus
Slide 2 jFlow Plus
Slide 3 jFlow Plus
Slide 4 jFlow Plus
Slide 5 jFlow Plus

Карелия. Река Кереть. Отчет Хлопенковой Л.В.

МБУДО «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «СПОРТТУР»

ОТЧЕТ

О водном туристском походе III категории сложности в районе Карелии   по маршруту:

г. Рязань – г. Лоухи – оз. Нюкки –  р. Кереть- Белое море – п.Чкаловский- п.Чупа –   г. Рязань

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА  34/4

РУКОВОДИТЕЛЬ: Хлопенкова Любовь Васильевна
АДРЕС:390039 г. Рязань, п. Канищево, Вишневый пер.,7

РЯЗАНЬ  2017

3.СПРАВОЧНЫЕ  СВЕДЕНИЯ

1. Проводящая организация :МБУДО«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «СПОРТТУР»
Адрес:390000, г. Рязань, Почтовая, дом 54
МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 34/4 выдана Федерацией спортивного туризма Рязанской области. Шифр МКК 162-00-4446500

2. Район путешествия :Российская Федерация, Карелия

3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Водный III 116 14 10 с 05.08.2017 г. по 19.08.2017 г.

4. Подробная нитка маршрута

г. Рязань –  г.Лоухи –оз.Нюкки- р. Кереть-  Белое море-п.Чкаловский-п.Чупа-  г. Рязань

5 Общая характеристика региона маршрута

Маршрут пролегает в самой северной части Республики Карелия Российской Федерации.

Вся эта территория представляет собой всхолмленную равнину с абсолютными высотами до 500 м с многочисленными крупными и мелкими озерами и болотами.

Район лежит в зоне тайги и лесотундры. Леса в основном хвойные из сосны и ели, из лиственных пород встречаются береза, осина, ольха. В лесу много ягод и грибов. В реках и озёрах ловится рыба: щука, окунь, плотва, язь. В районе велись и ведутся лесозаготовки, поэтому в самых неожиданных местах можно натолкнуться на действующие или брошенные временные поселки лесозаготовителей, лесовозные дороги, узкоколейные железные дороги, полусгнившие километровые столбы на берегах рек, полуразрушенные плотины в истоках рек, если они вытекают из озер. Основные населенные пункты сосредоточены около крупных рек, каналов, шоссейных и железных дорог. Часто можно встретить брошенные деревни, расположенные далеко от путей сообщения.

Климат района умеренно континентальный. Наибольшее количество осадков выпадает зимой и осенью. Лето умеренно теплое, хотя возможны короткие периоды высокой (до +30®С) температуры. Гораздо вероятнее похолодания (днем до +7- 10®С)

Все реки района относятся к карельскому типу. Этот тип рек характеризуется короткими, часто мелкими, крутыми каменистыми порогами, разделенными глубокими и широкими, почти без течения, плесами. Пороги приурочены к выходам в русло коренных пород. На небольших реках часты лесные завалы. Питание рек смешанное, снего- дождевое. Реки имеют высокое весеннее половодье, переходящее к массовому туристскому сезону (июль-август) в устойчивую летнюю межень. Меженный уровень может быть низким в сухое или высоким в дождливое лето. Реки доступны для сплава на байдарках с середины июня до середины сентября.

Из крупных животных довольно часто можно увидеть оленей и лосей; лисы, волки, медведи из -за высокой активности человека встречаются гораздо реже. Разнообразен мир птиц: утки, дятлы, дикие гуси, чайки, кулики, трясогузки видны постоянно. Особенно славится здесь рыба: в реке и озерах ловится плотва, окунь, щука, язь, уклейка; в море-треска, зубатка, «бычок»,камбала. В период подъема красной рыбы на нерест (июль-начало сентября) в реке может попасться горбуша и форель, реже -сиг и семга, вытесняемые завезенной с тихого океана менее прихотливой и более примитивной горбушей. Лов рыбы на реке строго запрещен, и никаких лицензий на него взять нельзя. Туристы ловят на свой страх и риск.

Маршрут начинается в районном центре Лоухского района -пос.Лоухи, где есть магазины с достаточным набором продуктов, почта и электросвязь. Кереть — река на самом севере Карелии, протекает по территории Лоухского района, берет своё начало из озера Кереть,точнее — Петриярви на высоте 88 м, впадая в Белое море на высоте, естественно 0 м. Длина реки от истока до впадения в море — 80 км. Площадь водосборного бассейна — 3360 кв.км. Средний уклон межозерных участков — 1.3 м/км, хотя в порогахх достигает 15 м/км. Расход воды у истоке 15-20 куб.м./сек, в устье — до 80 куб.м./сек. За счет того, что в истоке р.Кереть расположено крупное озеро, вода даже с сухое лето падает медленно, поэтому даже в августе воды чаще всего достаточно для похода. Река очень популярна у туристов, чистая вода, красивейшая природа, выход в Белое море. Падение реки на всем ее протяжении равномерное, все пороги шиверистого типа, больших падунов нет, но в большую воду довольно сложные, скорость потока очень велика, камней хватает, бывали случаи, что ломали даже полиэтиленовые байдарки. На Керети разводят сёмгу, поэтому всякая рыбалка запрещена, хотя разве за всеми туристами уследишь…

Следует иметь в виду, что, хотя движение по дороге Санкт-Петербург-Мурманск и

примыкающим к ней оживленное, остановить любую машину практически невозможно в связи с нежеланием водителей. Поэтому выбраться или заброситься можно исключительно по договоренности, а в случае чрезвычайного происшествия рассчитывать следует лишь на себя.

На середине маршрута есть лишь один населенный пункт, где хотя бы теоретически  можно пополнить запас продуктов, подзарядить аккумуляторы и т.п.-это станция Кереть (3 км на север от ж.д. моста по колее после пор. Сухой). На станции (так называется сам населенный пункт) живут не более 30 человек. В связи с отсутствием работы, школы, магазина, отопления в панельном доме деревня постепенно вымирает.

Уже в море на пути следования встречаются деревни Кереть и Чкаловский.

Маршрут можно закончить  в поселке Чкаловский, в дер. Ниж. Полунга  или дойти до Чупы .

Стоит остановиться на ночевку или на перекус на южной стороне о.Олений губы Чупа.

Ориентирами являются мощные отвалы розовой породы. Здесь, в 100 м вглубь острова расположен заброшенный карьер, где некогда добывали слюду. В карьере пресная вода, а отвесные стенки до 30 м высотой очень оригинальны и отнюдь не напоминают техногенный пейзаж. Из Ниж. Полунги в Чупу можно без проблем найти извозчиков

6. Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута .

Вид препят-ствия К.с. Длина прп (км) Характеристика препятствия Путь прохождения
Порог Кривой–1. 3 0,4 Шивера, осложненная в средней части подводными плитами, пересекающими все русло, заломом по левому берегу и прижимом к нему, опасно острыми для оболочек осколками камней в удобных для прохождения сливах (район залома). Основные элементы препятствия: подводные и надводные камни, открытые короткие водяные ямы (до 0,5м), прямые невысокие короткие валы до 0,6м, прижимы. Падение не менее 3 м Сложный судовой ход. Вход по центру, затем уход по левый берег, в районе залома переход под ПБ. Выход по центру. Осмотр ЛБ (в описании – осмотр ПБ).
Порог Мураш. 3 0,7 Шивера, осложненная плитами, перегораживающими все русло в конце первой части порога и в середине участка между 1–ми 2–м поворотами. Основные элементы препятствия: подводные и надводные камни и гряды камней, прямые и косые валы высотой до 0,8м, прижимы, ярко выраженные границы струй с разными скоростями, ряжевая стенка, короткие открытые водяные ямы. Падение не менее 5 м. Вход многовариантный. Проход 1–й плиты – по центру или под ЛБ. Далее – по центру с уходом под ПБ для прохода 2–й плиты. После последнего поворота– ближе к ЛБ, затем уход от каменной обливной гряды на центр. Выход многовариантный. Осмотр, страховка и фото – видео съёмка – с ЛБ
Порог Сухой. 2 1.0 Проход по высокой воде возможен без предварительного просмотра Проход по основной струе.
Порог безымянный порог после озера «Кривое» 3 0.2 - обязателен просмотр ЛБ. Манёвр с центрального захода к ЛБ, прохождение через бочку 0.8 м
Порог Долгий. 3 3,2 Шивера средней сложности с большим количеством обливных камней, подводные и надводные камни и гряды камней, разбросанных в хаотическом порядке. Прохождение парами и тройками с взаимной страховкой. Осмотр бесполезен из-за отсутствия явной струи и хаотичности поведения потока на протяжении препятствия. Хорошо читается с воды.
Порог Варацкий. 3-4 1,2 Шивера, осложненная подводной плитой, расположенной в конце первой трети порога, и крутопадающая на завершающей части порога. Основные элементы препятствия: короткий водоскат и водопадный слив – оба высотой в пределах 0,7–0,9 м, короткая глубокая водяная яма 0,9м, прямые и косые валы высотой до 0,8 м, сильные прижимы, ярко выраженные границы потоков различной скорости и направления, сшибка струй, подводные и надводные камни. Важные моменты характеристики порога – концентрация почти всех перечисленных элементов и отсутствие участка тихой воды между основной плитой и последующей крутопадающей шиверой. Падение не менее 5 м. Вход по центру, проход основной плиты водоскатом вдоль острова через косой вал 0,7м и бочку 0,9м, далее сложный судовой ход, требующий маневра меж камней через валы до 0,7м около 200м. Прохождение вдоль острова – 3-4 к.с. Возможен проход по сливу ль ЛБ (сложный заход на струю – нужно выстависть сигнальльщика). – 3 к.с. Возможен обход основной плиты рукавом между островами и ПБ, но мелко и много камней – 2 к.с.. Осмотр ЛБ и с острова.
Порог Краснобыстрый. 3 0,4 Шивера, осложненная плитами, пересекающими все русло. Основные элементы препятствия: короткие водоскаты, прямые и косые валы высотой до 1 м, короткие водяные ямы открытого типа, подводные и надводные камни, сильный навал концентрированной струей на обливной камень под ЛБ. Падение не менее 3,5 м. Сложный судовой ход. Осмотр ЛБ. Заход по центру, затем уход под ЛБ через косой вал 0,6м и косую бочку 0,7м, затем к центру с маневром от крупного обливника под ЛБ через бочку 0,8м между центром и ЛБ и через водопад. слив на выходе до 1м.
Порог Масляный. 3 0,4 Шивера. Основные элементы препятствий: подводные и надводные камни, прямые валы высотой 0,5 м. Общее падение 3 м. Сложный судовой ход. Осмотр ЛБ или ПБ.
Порог Колупаевский. 3 1,2 Шивера. Основные элементы препятствия: подводные и надводные камни, невысокие валы. Падение 7,5 м. Сложный судовой ход. Промежуточные чалки для осмотра. Осмотр ЛБ или ПБ.
Порог Кривой–З. 3 0,65 Шивера, осложненная подводной плитой с надводным выходом в начале порога. Основные элементы препятствия: прямые и косые валы высотой более 0,5 м, короткие открытого типа ямы, прижим, галечный нормальный перекат. Падение не менее 6 м. Вход от центра в обход валунов под ПБ через слив 0,8м. затем к центру и под ЛБ через валы и бочки до 1м. Выход по центру с уходом от прижима ЛБ. Осмотр по ПБ.
Порог Морской (Керетский). 3 0,7 Крутопадающая шивера. Основные элементы препятствия: подводные и надводные камни, прямые валы до 0,7 м, короткие открытого типа ямы. Падение не менее 10 м. Сложный судовой ход. Заход по центру, затем маневр между очевидными и скрытыми обливниками в центральной и левобережной частях потока. Выход с маневром от ЛБ к ПБ. Зависит от прилива–отлива в самом конце шиверы.

 

7.  Сведения об участниках похода

№п/п Ф.И.О ВОЗРАСТ ОПЫТ ОБЯЗАННОСТЬ/ЭКИПАЖ/СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
1 ХлопенковаЛюбовьВасильевна 1954 р.Ка-Хем – 5рр.Сумульта- 4рр.Тумча-4р.р.Кутсайоки-4рр.Титовка-Зап. Лица- 5рр.Китой-5р Руководитель похода
2 ДроновВалерийНиколаевич 1946 р.Китой-5ур.Ка-Хем-5ур.Тумча-4ур.Кутсайоки-4ур.Койсу-6у Завхоз
ХаритоновИгорьПетрович 1958 р.Ка-Хем-5ур.Чуя-Кадрин-6ур.Кутсайоки-4ур. Титовка-Зап. Лица-5у Ремонтник
КолоярцевВладимирСергеевич 1956 р.Китой-Онот-5рр.Башкаус- 6ур.Китой-5рр.Зеравшан-6у Рыболов
Чистяков Игорь Николаевич 1953 Р.Манавгат-5уР.Кекемерен-5у Фотограф
СвечкарьАндрейАлексеевич 1951 Р.Тумча-3р Хронометрист

8. Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов.

Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54 телефон 8(4912)254194

e-mail: ryazturclub@mail.ru

и у руководителя группы

4. Содержание отчета

4.1. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна и т.п.

По данному маршруту мы ходили в 2013 году, нам он понравился. Так как группа состояла из шести человек, основными критериями для выбора маршрута стали:

-удобная заброска и выброска;

-отсутствие  населенных пунктов на маршруте;

-отсутствие необходимости получения пограничных разрешений;

-относительная безопасность прохождения маршрута;

-наличие вариантов аварийного схода.

4.2. Варианты подъезда и отъезда

Добраться до станции Лоухи можно  любым мурманским поездом (из Москвы № 016, 212, 382, 234, 242) и поездами через Рязань. Заброска до  начала маршрута производится от станции Лоухи. С перевозчиком договаривались по электронной почте, взятой  из интернета. Мы договорились с Андреем Ивановичем ,тел. 8-921-458-88-84, почта Tiksha@onego.ruза 250 рублей с человека. В основном, цена составляла 300 рублей. Выбрасывались тоже на его транспорте.

Вариантов начала маршрута 3:

1)       с оз. Паново (заброска без автотранспорта) – назад по ходу поезда по асфальтовой дороге перешли через низину, подъем в горку к АЗС и чуть дальше направо выход на пирс. Место для стапеля неплохое. ВНИМАНИЕ. Переход в озеро Паново – извилистая узкая протока, которая для крупных катамаранов и рафтов может быть непроходима (т.к. очень она очень узкая)

2)       оз. Плотничное. На ж/д станции дежурят водители в ожидании клиентов.  У водителей это место называется «на пляж»

3)       Третий вариант стапеля интересен скорее катамаранным группам – заброска теми же авто до выхода из оз. Нюкки. Местные называют это место «поляна туристов.

Сход с маршрута наиболее удобен в п. Нижняя Полунга и в п. Чупа. Перед пос. Нижряя Полунга несколько мест для стоянки, расположенных практически на границе посёлка. Сниматься в Полунге можно или около залива, или около старого моста в устье реки. Пресная вода позволяет хорошенько промыть каркас байдарок от соли.

Сниматься в Чупе можно в начале поселка, или в конце его. На западной оконечности поселка п. Чупа место неплохое, Но подойти сюда можно только во время прилива. Море здесь очень мелкое, и в отлив вода уходит метров на 500, обнажая вязкое дно. До железнодорожной станции 5 километров.

P.s. Владельцам каркасных судов следует хорошенько вымыть каркас в пресной воде, т.к. оставшаяся на деталях морская соль провоцирует достаточно сильную коррозию.

Проблем с автотранспортом нет совсем. Практически все местные подрабатывают извозом, причем цены в посёлке много ниже называемых «заказными» водителями, чьи телефоны можно найти в интернете. Кроме того, в посёлке предлагают баню .

В посёлке Кереть можно найти катер, который отбуксирует вас до Чупы или Полунги.
Из поселка Чкаловский можно добраться до станции Чупа или Лоухи. Водители возят на любую из вышеназванных станций.

4.3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

1. Сняться с маршрута можно у ж.д. моста около ст. Кереть (за пор.Сухой).

2. По договоренности можно доехать/уехать автотранспортом до/от авто мостов Лоухи- Кестеньга, Чупа- Плотина, Чкаловский- Плотина и из рыболовецкой бригады на пор. Морской.

3. От устья р. Кереть до пос.Чупа в дер. Кереть можно заказать катер.

4. От поселка Чкаловский до Чупы.

5. В Чупу от дер.Ниж.Полунга можно без проблем взять фургон..

                     4.4. График движения.

День Начальный и ко­не­чный пункты перехода Км. Ориентиры, участки перехода
1   мост — оз.Долгое 13 перекат Островной- пор. Щелевой- пор. Кривой
2   оз.Долгое — перед пор. Мураш 21 пор. Керчуг- пор.Белый клык
3   перед пор. Мураш – оз.Кривое 20 пор. Мураш-п.Сухой-п.Кривой-2-.Долгий
4   оз.Кривое- оз. Варацкое 21 пор. .Долгий- пор. Варацкий -пор. Карешка
Дневка
оз. Варацкое-п.Кривой-3 16 п. Краснобыстрый- Масляный — Павловский — Колупаевский
Пор.Кривой-3-о.Большой Горелый 12 п.Кривой-3 – пор. Морской.
о.Большой Горелый- о.Олений 10 .
Дневка
   о.Олений – п.Чкаловский 3

4.5.Техническое описание

  5.08. –6.08  В этом году купили билеты на поезд №285 Новороссийск-Мурманск отправлением в 17.26 с вокзала Рязань-2.Собираемся на вокзале за час до отправления, пытаемся купить багажый билет. После обсуждения со всеми членами группы решаем не покупать багажный. Поезд стоит в Рязани 26 минут. Мы переносим вещи в вагон. Проводник не цепляется к багажу. Билеты покупали за 56 дней ,поэтому у нас есть купе около туалета. В 22.30 поезд прибывает в Москву, где к нам садится шестой участник нашего похода. Вагон старый, но довольно чисто. Мелькают за окном города и села. В Петрозаводске закупаем хлеб на поход, т.к в Лоухах мы не сможем купить: магазины работают до 23.00. Поезд прибывает в Лоухи в 23.06. Нас уже дожидается машина с прицепом. Магазины уже не работают. Идет дождь. По словам водителя такая погода стоит уже два дня. Доехали за 250 рублей с человека до оз. Нюкки. Это двадцать километров по шоссейной дороге. Расположились за автомостом на левом берегу. На поляне стоят уже несколько групп. Находим место для палаток, разводим  костер, готовим чай. Дождь не прекращаемся.  После ужина идем по своим палаткам.   Время уже час ночи. Завтра нам предстоит стапель.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Фото №1. Стапель

7.08  Всю ночь шел дождь. С утра просвета  нет,  моросит  дождь. Температура не превышает 12 градусов. Строим свои каты. Несколько групп начинают свой сплав. До вечера строим суда. Решаем сплав не начинать. Вечером приехала группа из Смоленска на   машине. Они уже прошли этот маршрут и приехали помыть катамаран. Всю ночь ребята пели туристские песни. Среди них известный  смоленский бард  Сергей Терещенков.

8.08. Дождь с утра прекратился, но пасмурно и сыро. После завтрака загружаем суда. На прощание смоленские ребята поют нам песни, отставляют свои координаты и уезжают.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Фото №2.Фото на память со смолянами

Вот и мы готовы к сплаву. Группа москвичей тоже загружают свои катамараны. В 11.30 начинаем сплав. Иногда начинает проглядывать солнце. Вода высокая. За железнодорожным мостом начинается расширение. Входим в озеро Петриярви. Проходим озеро, начинается сужение .Далее легкая быстринка и оз. Нижняя Лаба. Стоянки есть. За озером пор. Щелевой, состоящий из 3-х ступеней. Первая – шивера с мощной струей. Камней в русле немного . Метров через  сто- вторая ступень — пологий слив с прижимом к правому берегу. Проходили сходу по основной струе. Порог по нашей воде не представлял сложности. Через 700м пор. Кривой. Ориентир: навал бревен на левом берегу. Осмотр по правому берегу. Порог представляет  мощную 400-метровую шиверу  с четырьмя поворотами. На третьем повороте завал и прижим к нему. В нашу воду камни .в основном, затоплены. Перед порогом на правом берегу отличная стоянка . Проходили сходу.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Фото №3.  Выход из порога Кривой

Через один километр после порога Кривой река вливается в озеро Долгое, которое вытянуто в направлении с востока на запад. На входе в озеро на правом берегу отличные стоянки. В середине озера есть остров. Мы  останавливаемся на левом берегу острова на стоянку в 16.00. Выглянуло солнце, температура градусов 16-17.

 9.08.  С утра пасмурно. В 11.15 начинаем сплав. Начинает моросить дождь. На выходе из озера порог Керчуг .Ориентир – резкое сужение протоки. Порог представляет собой короткую шиверу. Озеро Керчугживописные берега со скальничками – множество стоянок. В конце озера Травяное берега понижаются и стоянок больше нет. По сути на озере Травяное кончается первая  часть реки, и начинается участок с низкими берегами.  Из озера Травяного выводит неширокая протока, в которую через 1,5 километра впадает протока из озера Кривасозеро. Место впадения отследить сложно. т.к. протока совершенно заросла и выглядит болотистым. Вскоре Кереть разливается безымянным озером треугольной формы. Держаться надо левого берега. Через 0,5 километра выход из озера. На выходе порог. Через 1 км порог Белый зуб . Представляет собой шиверу с мощной струей . Почти сразу – порог..Мураш . Порог шиверного типа длиной 0.7 км. Ориентир порога Мураш — пор. Белый Зуб, который узнаётся по огромному валуну в середине порога около левого берега. Встали на стоянку в 18.15 перед порогом. Температура днем 16-18 градусов.

10.08. Вышли в 11.15. Характер порога Мураш очень сильно зависит от уровня воды.По большой воде  первая ступень представляет из себя мощный поток с невысоким валом, ряжевая стенка затоплена, около нее сильный прижим и ни о каком зачаливании здесь уже говорить не приходится. Вторая ступень имеет длину около 100 м и наиболее сложна – шивера вырождается в слив с валами более метра и бочками. Третья ступень – мощный поток с обилием валов и небольших бочек. Иногда видны камни. Проходили сходу. В конце порога есть неплохая стоянка. Метров через 300 по правому берегу есть еще одна стоянка с большим каменным «столом», однако берег тут довольно низкий, правда не болотистый. Далее озеро Новое. На мысах правого берега озера есть сильно продуваемые, но достаточно «симпатичные» стоянки. Стоянка также есть и на северном берегу озера. Остановились на обед на одной из стоянок Далее плес и за плесом пор.Сухой – длинная шивера, . По  нашей воде порог полностью затоплен и проблем с проходом нет. По малой воде часто приходится проводить. Вскоре автомобильный. За мостом начинается длинный плес с низкими берегами. Встать негде.

В конце плеса разлив, слева перед железнодорожным мостом небольшой поселок – лесоучасток. Поселок жилой. За мостом берега опять низкие – встать негде. Начался дождь. Постепенно дождь усиливается. Перед озером Кривое порог Кривой (на карте не обозначен) –шивера длиной около 400м. Порог кончается в озере Кривое. На обоих берегах вначале озера есть несколько неплохих стоянок. На левом берегу расположилась большая компания. Идем к правому берегу, где мы стояли в 2013 году. Но она тоже занята. Идем на левый берег и встаем на стоянку в 19.00. Начинается ливень.  С дровами здесь плохо. После небольшого перерыва дождя ставим палатки. Ночью дождь прекратился.

11.08. С утра солнечно. Просушиваем свои вещи. Выходим в11.50.Через 2 км за озером порог Долгий . Порог хорошо виден с воды по перепаду высот. Длина порога 3,2 километра. Ничего особого как в большую, так и в малую воду шивера не представляет. Основную сложность определяет ее длина. Просмотр бесполезен. За порогом плес с островами, «разбиваемый» на части несколькими перекатами и вскоре порог Варацкий. На плёсе есть несколько стоянок.  Порог Варацкий начинается после крутого левого поворота, где река расширяется в круглую заводь, и резко, с ярко видимым уклоном, уходит в протоку вправо – начало порога. А прямо – стоянка с крутой горкой, откуда и производится осмотр порога.

Порог  Варацкий – один из сложнейших порогов маршрута. В нашу воду он тянул на 4 к.с. Порог начинается с шиверы длинной около 300 м с сильным течением, далее река упирается в остров. Правый рукав  в малую воду непроходим. По нашей воде он проходим.. Левый рукав образует каскад из двух косых сливов. Особую сложность придает невозможность просмотра и эффективной страховки с берега. Фарватер виден только с острова. Страховку так же лучше осуществлять с острова. Проходили сходу правой протокой.  Далее идет длинная  шивера заканчивающаяся за автомобильным  мостом. Под мостом достаточно мощная бочка. Длина порога более 1 км.

После порога начинается плес длиной около 2 км, со множеством стоянок. Плёс заканчивается в озере Варацком. Озеро красивое, с множеством прекрасных стоянок, в т.ч. и на островах. Северный берег озера скалистый и сильно вытоптанный, а южный – пологий, с небольшими каменными «лбами» и более «дикий». Мы встали в 15.30 на стоянке где у нас была дневка в 2013 году. Стоянка очень хорошо прикрыта скальником от ветров. Погода налаживается. Дождь прекратился. Завтра у нас дневка. Занялись заготовкой дров для бани. Ягод в этом году мало. Но на компот насобирали. Даже морошку набрали.

SANYO DIGITAL CAMERA

Фото №.4  Порог «Варацкий»

12.08. Дневка .С утра солнечно. После завтрака занялись приготовлением бани.Наварили компот, испекли блины и баня удалась! Вечером был  очень красивый закат. Ночью пошел сильный дождь.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Фото № 5  . Закат на озере Варацком.

13.08. С утра пасмурно. В 11.20 начинам сплав. На выходе с озера шивера, потом плес. Берега здесь достаточно высокие, есть несколько стоянок. В конце плеса на левом повороте порог Краснобыстрый .Порог представляет собой шиверу с несколькими невысокими, но крутыми сливами. В сливах гряды обливных камней и сложный фарватер.В нашу воду он превратился в череду в череду мощных сливов и бочек. Проходили под левым берегом, во второй ступени по центру .На выходе из второй ступени мощная бочка. Выходная часть порога –шивера.

Через 0,5 километра после порога большой остров. Идем правой протокой. Вскоре после острова река разливается узким безымянным озером. По левому берегу два места на скальнике  На выходе из озера опять шивера. Через 1,3 километра сплава по озеру-островок, который лучше оставлять справа.Сразу же за этим островом еще один. В протоке  между этим островом и правым берегом порог Масляный.  Протяженность порога 0,4  километра . Порог представляет собой крутопадающую шиверу, с тремя большими последовательными бочками, местами бочки косые .  На пороге есть две  стоянки на обоих берегах.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Фото № 6. Прохождение п.Масляный экипажем К-4

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Фото №6,7    Прохождение порога «Масляный» экипажем К-2

С порога Масляный начинается порожистый участок реки. На этом участке река представляет собой серию порогов различной сложности с перерывами на шиверы и перекаты. Ресколько перекатов и порог Павловский.Ориентир-остров. На острове естьстоянка .Порог представляет собой шиверу с ярко выраженными основными сливами.Через 1,5 километра порог Колупаевский  .Ориентир порога -река входит в скальное сужение. Порог представляет собой длинную шиверу. В начале мощные валы, затем, уклон увеличивается, русло расширяется и идет слаломный участок . В конце этого участка- остров . Через 0,3 километра автомобильный мост Есть стоянка.

Через 1 километр от  моста  порог -3. Признаки: справа заводь. Остановились в18.10 на высоком правом берегу перед порогом Кривой. День без дождя и 16-18 градусов.

14.08. Погода  наладилась. С утра солнечно. После завтрака осматриваем порог. На входе в порог подводные плиты через всю реку на расстоянии 30 метров друг за другом. В нашу воду порог проходим как под левым, так и под правым берегом. В 10.50 начинаем по очереди проходить порог. В первой ступени шли по центру ближе к левому брегу, затем, смещались ближе к правому. Длина порога около1,5 километров. Имеет несколько сливов. Стоянки также есть в середине и в конце порога.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERAKONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Фото № 8,9,10 Прохождение порога «Кривой-3» экипажем К-4

 KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Фото № 11   Экипаж К-2 в первой ступени порога «Кривой-3».

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

 Фото №12,13   В пороге «Кривой-3»

Через километр группа островов и порог.  Ориентир: расширение русла, острова. Осмотра не требует. Представляет собой простую шиверу, легко преодолимую между  левым берегом и островами. Островной участок после окончания шиверы тянется еще около километра. Через 0,9 км после этого участка будет остров (проходимы обе протоки, ниже острова правый приток), а через километр после острова река разольется (ширина разлива до 350 м)

продолговатым безымянным озером. В конце его строения рыбоучетного пункта, сети через всю реку. Перед сетью активно плещется семга. Работники рыбхоза выбирают  водоросли из сети. Интересуемся насчет покупки рыбы, но они категорически отказывают. Обнос 50 м по левому берегу. Делаем обнос и сразу же начинается порог  «Морской» («Керетский»), протяженность  550 метров., падение не менее 10 м.  Порог представляет собой крутопадающую шиверу с валами и бочками до 0,6 м. Много обливных подводных камней.  Наиболее сложная  средняя часть порога. Сразу же за порогом — Белое море. На  левом берегу деревня Кереть, на берегу деревянная часовня. Напротив на правом берегу есть место для стоянки, где мы остановились на обед.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Фото №14. Обед на  стоянке напротив деревни Кереть.

 Можно рассматривать эту деревню как возможную точку аварийной выброски. После обеда взяли направление на остров Малый Горелый. Погода благоприятствует. На острове сделали остановку. В 2013 году мы здесь ночевали . Но по совету смолян наш курс на Большой горелый. Белое море очень красиво. Оно имеет богатый и интересный подводный мир.

Очень чистая вода позволяет наблюдать все эти чудеса с поверхности. Видим впереди себя проплывающих  белух. Имеет смысл запланировать на море дневку. Морской запах, ощущение соли на руках (пальцы чуть слипаются при соприкосновении), вода прозрачная на несколько метров — плывешь, а под тобой целый аквариум: морские травы, водоросли, а потом и морские звезды, медузы. Морских звезд в Белом море безумно много от больших, размером с ладонь, до совсем мелких.. Звезды безвредны — их можно спокойно брать в руки за любую часть тела. Приливы и отливы в Белом море очень сильны, причем вода прибывает и убывает буквально на глазах — если сидеть у границы вода/суша, то легко можно определить, прилив сейчас или отлив. Кажется, не так давно возле стоянки был небольшой залив, а сейчас уже мокрый пляж с морской травой. Растения приспосабливаются жить и в воде и на суше: при отливе цветки открываются, при приливе, залитые водой, закрываются; морские звезды зарываются в водоросли у камней — даже в воду лезть за ними не надо.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA № 15 Белое море.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA Фото №  16        Плывущая  белуха.

SANYO DIGITAL CAMERA 

Фото №  17.    Морские обитатели.

Однако будьте внимательны – прилив составляет около 1,5 м по уровню, и при неправильном выборе места вы рискуете или оказаться затопленными, или не дойти до моря в отлив. Да и суда лучше покрепче привязывать…. Кроме этого пресной водой лучше запастись сразу  В 17.00 встали на стоянку на Большом Горелом. Нашли родник, набрали  пресной воды. Ветер усиливается.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Фото № 18.   Стоянка на Большом Горелом.

15.08.С утра солнечно. Выходим в 11.00 . Очень сильный встречный ветер,  трудно передвигаться Наш курс на остров Олений. В 13.00 останавливаемся на мысу с надеждой, что ветер стихнет. Обедаем. Накопали морских червей и отправляемся в путь. Ветер так и не стих. В19.00 подходим к Оленьему. Посещаем карьер и стоянку на его высоком берегу. Карьер очень красив: черные отвесные стены, отражение их в воде.  По берегам  много камней, разных — от белого-белого кварца со слюдой, до то ли мрамора, то ли гранита, на вид напоминающего срез копченого мяса.  Вода в карьере очень холодная. В 2013 году мы даже искупались , но быстро сводит ноги.

20

Фото №  19.  Карьер.

Решили идти на стоянку, где мы были в 2013 году. В 20.15 встаем на высоком берегу напротив поселка Чкаловский. Завтра у нас дневка и баня.                                                    16.08.Дневка.Делаем баню, просушиваем вещи, ловим треску. Благо, погода благоприятствует. В море очень много медуз: прозрачные и с красными вставками.  Несмотря на холодные предшествующие дни, температура воды позволяет купаться в море после бани. На острове есть родник с очень вкусной водой. Мимо проходит много групп в направлении Нижней Полунги и Чупы. Постоянно снуют моторки и катера.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

Фото № 20.     Стоянка на острове Олений.

SANYO DIGITAL CAMERA

Фото № 21.     Дары моря.

SANYO DIGITAL CAMERA

Фото №22.       Во время отлива.

        17.08  С утра очень ветрено, но солнечно. На 17.00 заказали машину. В 12.00 отправляемся в п. Чкаловский .Сильный встречный ветер. Приходится упираться. Доходим до Чкаловского.  На берегу  – небольшое кладбище старых кораблей, сараи, и заметная издалека гостиница дайвинг- центра «Нереис».Разбираем свои суда, просушиваем катамараны и готовим обед. В 17.00 приезжает машина на которой доезжаем до Чупы. Магазин на станции  не работает на станции, поэтому едем в поселок. В 22.31 загружаемся на поезд Мурманск –Новороссийск и 19.08 в 4.36 мы прибываем на вокзал Рязань-2. Вот и окончен очередной поход.

4.6. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др.объектов на маршруте.

Село Кереть.

На левом берегу – село Кереть. Официально село считается нежилым, но в настоящее время оно активно возрождается фермерами. Происхождение названия села имеет несколько объяснений. Оно может происходить от саамского слова «гиера» — верхушка, макушка, верховье реки или же от саамского «керет» — кережка (саамские сани в виде лодки). Возникновение Керети относят к концу XV — началу XVI вв. Кереть всегда была богатым селом. Здесь проходил торговый путь из Поморья в Швецию. Историком Соловецкого монастыря Досифеем Кереть упоминается в связи с примечательным событием — произошедшим в 1542 году землетрясением. В XVI веке Кереть становится вотчиной Соловецкого монастыря, в ней возводится укреплённый острожец. Интересно, что село не раз попадало в мясорубку военных действий. В сентябре 1589 года финский отряд Пекки Весайнена разорил Кереть. В 1590 году отряд регулярной армии шведов численностью 700 человек сжег Кереть повторно. В июне 1854 года, во время Крымской войны, английский десант ограбил Кереть, сжег соляные амбары.

В начале XVIII в Керети было открыто волостное отделение Кольской таможни. В 1837 году Кереть посетил финский фольклорист Элиас Лённрот. В своем дневнике он писал: «Основной промысел жителей Керети — рыболовство. Начиная с середины марта до конца мая через Кереть тянутся обозы. Едут люди в Кандалакшу и оттуда к Ледовитому океану на рыбную ловлю и зверобойный промысел. Рыбак за сезон может заработать 100 — 200 рублей. Они либо работают для себя, либо нанимаются. В более состоятельных домах имеется от 300 до 1000 сельдянок (бочонков), которые продают в Архангельске по рублю за сельдянку. В 1933 г. в Керети организован рыболовецкий колхоз «Красный рыбак». В селе были клуб, 8-летняя школа, больница, пекарня, магазин, библиотека. По данным переписи 1959 года Кереть имела статус посёлка городского типа и население 1085 человек.В конце 1960-х гг. рыбный промысел стал приходить в упадок. Колхоз «Красный рыбак» стал разваливаться. В связи с увеличивающимися трудностями по доставке леса был закрыт лесозавод. По распоряжению властей в селе закрыли школу, больницу, магазин, пекарню, библиотеку. Был ликвидирован Керетский сельский совет. Население расселили по другим населенным пунктам (Лоухи, Чупа, Кемь)                                                            Сегодня Кереть — это десяток полуразрушенных изб, в зависимости от времени года заросших густой травой по пояс или занесенных снегом. Летом в Кереть наведываются немногочисленные дачники. Зимой живёт несколько человек.

4.7. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).

Сплав осуществлялся на катамаране четверке и двойке. Объем до 1500л. Катамараны оборудованы металлическими рамами, чальными и спасательными концами, надувными сидушками. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась помпой. . У группы имелся полный комплект медикаментов , обширный ремонтный набор, специальное снаряжение (тент 6х 8м, набор котлов , пила, топоры, помпы для накачивания катамаранов, весла, спасательные концы,  таганок ).

Река семужная: ловится хариус, форель, семга, щука, горбуша. Надо только подобрать блесну, чтобы она не срывалась. Нам  не удалось поймать ни одной благородной рыбы. И вообще, с рыбалкой было плоховато не только у нас, но и у встречных групп.  Лов семги и других ценных пород рыб производится в соответствии с действующими Правилами любительского и спортивного рыболовства во внутренних водах Мурманской области.  На протяжении всего маршрута мы нигде не встречали рыбнадзор.

Ягод  и грибов в этом году  тоже не было, хотя  четыре года назад было изобилие брусники и черники. Немного  лисичек  собрали только один раз , хотя дожди шли постоянно.  Местные  жители  сказали, что из-за очень холодных ночей нет грибов.

4.8. Стоимость проезда, питания, снаряжения, средств передвижения.

№№ Статьи расходов На одного туриста
Проезд Рязань – Лоухи 3336-30
Проезд  ст. Лоухи – оз.Нюкки 250 -00
Проезд п.Чкаловский-ст.Чупа 1000-00
Проезд  ст. Чупа –Рязань-2 3336-30
Питание в походе 2000-00
Питание в дороге 300-00
Медаптечка 100-00
Прочие расходы 677-40
ИТОГО 11000-00

4.9. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
1.Маршрут по реке Кереть   интересен в туристском отношении: хорошие препятствия, красивая природа.  К его достоинствам относятся, удобство подъездов- отъездов.

2. Маршрут не отягощен заповедниками, заказниками, национальными парками и т.д.

3.Рассчитывать на  пополнение продуктов нельзя.

4.Поход проходил в первой половине августа,  на маршруте было встречено  большое количество групп. Проблемы с выбором места ночевок не было.В этом году не было комаров и мошки.
5. Пройдены все определяющие препятствия маршрута .

4.Река   Кереть нерестовая и лов рыбы разрешен только по лицензиям. Мы с рыбинспекцие не встречались.

5.Уровень воды высокий. На маршруте пополнить запасы продуктов негде. Ягод и грибов в этом году мало.

6. Маршрут можно отнести к 3 категории сложности для катамаранов  и  выше третьей  категории сложности для  байдарок и рекомендовать к прохождению подготовленным группам при достаточном опыте и соответствующем снаряжении. Набор и сложность определяющих препятствий соответствуют заявленной категории сложности.

10.Литература

Отчет о водном туристском походе 3 к.с.  по р.Кереть под рук. Борисова А.Г., 2010г

Отчет о водном туристском походе 3 к.с.  по р. Кереть под рук. Котельникова Б., 2013г

 

 

 

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2014 | All Rights Reserved | www.rznstr.ru