Федерация гребного слалома и рафтинга
Федерация спортивного туризма Рязанской области
Slide 1 jFlow Plus
Slide 2 jFlow Plus
Slide 3 jFlow Plus
Slide 4 jFlow Plus
Slide 5 jFlow Plus

Отчет 3 к.сл. по рекам Тунтсайоки-Кутсайоки-Тумча 2016г. Руководитель Кулагин Гена.

                           Река Тунтсайоки-Кутсайоки-Тумча 2016г.

Проводящая организация

Туристский клуб «Мир приключений»  г.Рязань

Даты проведения  8.07.1016-23.07.16

Уровень воды – немного выше среднего.

Справочные сведения о путешествии

1) Категория сложности – 3 к.с

2) Район – Мурманская область, Кольский полуостров

3) Нитка маршрута:

г.Рязань-г.Кандалакша-пос.Алакуртти-р.Тунтсайоки-р.Кутсайоки до порога Водопадный-р.Тумча-Иовское водохранилище-пос.Заречинск-г.Кандалакша-г.Рязань

4) Протяженность активной части – 114км

5) Продолжительность маршрута –16 дней

 Состав группы:

            Ф.И.О Год рождения Место жительства Опыт Обязанности в группе
 1 Кулагин ГеннадийАлександрович 1984 г.Рязань, ул.6 линия д.27 р. Дибанг -6у., р. Она -4 р. Руководитель кат.4
 2 Сорокина Мария Аркадьевна 1994 г.Москва, варшавское шрссе дом 62 к 1кв 39 р.Тунгуда-Охта-2у,  р.Чирка-Кемь-1у Медик кат.2
 3 Корнев Петр Алексеевич 1998 г.Рязань, Стройкова 54 кв 93 р. Гусь, р. Пра-Ока -1у, ПВД Фотограф кат.4
 4 Трофимов Дмитрий Евгеньевич 1992 Ряз. Обл., г. Спас-Клепики ул. Кульминация д19 р. Калга 2у , р.Белая-2у с эл.5 Рыболов кат.2
 5 Максимов АлексейВячеславович 1987 г.Рязань, ,ул.Интернациональная 25 корп.1 кв.44 Р. Шуя 2 у, р.Охта-3у. Капитан кат.4
 6 Бакушина Александра Андреевна 1995 г. Рязань, ул. Тимакова дом8/1 кв.52 р.Тумча-3 у, Печа-Винча-3у Завхоз кат.4
 7 Бугульминский Максим Евгеньевич 1984 г.Казань, ул.Рахимова 23 кв.8 Лемеза-Нугуш-м. Инзер-2у,  Теберда-Кубань-3у с эл.4 к. с. Оператор кат.2
 8 Родиченко Станислав Сергеевич 1984 Рязань, ул. Крупской 22 кв103 р. Пра-р. Ока-1у., ПВД Бог кат.4
 9 Юрин Максим Сергеевич 1997 г.Рязань, ул.Забайкальская 16 кв. 40 р. Гусь, р. Пра-Ока -1у, ПВД Фотограф кат.4
 10 Самарина Елена Викторовна 1993 Рязань, ул. Циолковского д.20 кв.20 р.Она-4у, р.Юпшара-Гега-Бзыбь-4у с эл.5к.с., р.Муезерка-Чирка-Кемь-1р. Казначей кат.2
 11 Супрун Вадим Сергеевич 1988 Рязань, Зубковой 18 кв.38 ПВД Ремонтник кат.4
 12 Шарипов Артур Ильшатович 1995 г.Рязань, ул.Заречная д.19 Р.Пра, ПВД Гитарист,кат.4

 

Определяющие препятствия

Название препятствия, категория сложности Описание препятствия Способ прохождения
1 Первенец 2+ к.с Сразу за мостом в пос. Алакуртти Протяженность:
200 м.
Описание:
Чалка по ПБ сразу за мостом.
Три протоки.
Правая протока – осмотр по ПБ – слабая заходная мелкая шивера, трек м/у камней, основной слив жгутообразный с выносной бочкой за ним, основной поток валит на неприятный острый зуб.
Центральная протока (общий перепад 2,5 – 3 м) – осмотр с острова, простая входная шивера, выход скальных плит по ЛБ со сливами языками со сложным треком от ПБ к ЛБ и уходом в центр.
Далее в обоих случаях выходная шивера 2 кс и второй мост.
Левая протока непроходима.
Прохождение всеми судами однократное по правой протоке. Страховка спасконцами со скальных плит ПБ за основным сливом и катамараном с воды.
2 Падун 3+ к.с Разгонная шивера, затем река разделяется на 2 протоки: правая – узкая слаломная, прижим к скале ПБ, левая – основная: 2 косых слива по 1,5 и 2 м с бочками, после соединения проток – выходная шивера с валами около 1 м, зубья в струе Осмотр по ЛБ, если идти по левой протоке и по ПБ, если идти по правой протоке.Страховка перед выходной шиверой катамараном с воды.
3 Двойной 2 к.с Протяженность:
100 м.
Описание:
Остров делит реку на 2 протоки, левая мелководна, в правой нагромождение горизонтальных скальных плит по ЛБ с микросливами с них, основная струя идет ближе к ПБ, маневры между камней.
Осмотр с ПБ.
Прохождение  всеми судами однократное по правой протоке со взаимной страховкой с воды.
4 Каменистый 2 к.с Протяженность:
50 м.
Описание:
Остров делит реку на 2 протоки, в обоих протоках вялотекущая шивера, за островом правый поворот русла, металлический мост.
Осмотр с ЛБ.
Прохождение  всеми судами однократное по левой протоке со взаимной страховкой с воды.
5 Водопадный 2 к.с Протяженность:
150 м.
Описание:
«Водопадный-1» — по центру русла пологий слив 1,5 — 2 м, далее валы и плавный левый поворот реки, который уходит в пор. «Водопадный-2». После порога «Водопадный-1» чалка к скальным выходам ЛБ с микроводопадами.
«Водопадный-2» представляет собой шиверу 2 кс с проходом по основной струе ближе к ЛБ с резким маневром вправо.
Осмотр пор. «Водопадный-1» с ПБ, осмотр пор. «Водопадный-2» с ЛБ.
Прохождение  всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды.
6 Кривой 3 к.с Протяженность:
200 м.
Описание:
Порог образован нагромождением  скальных обломков поперек русла.  Слабая входная вялотекущая шивера, трек по основной струе между камней от ЛБ к ПБ, у левого берега слив 0.7 метра с бочкой.
Прохождение возможно как ближе к правому берегу,так и ближе к левому.Страховка спасконцами и катамараном с воды.
7 Юрьев день 2 к.с Протяженность:
200 м.
Описание:
Порог образован нагромождением  скальных обломков поперек русла.  Слабая входная вялотекущая шивера, трек по основной струе между камней от ЛБ к ПБ, проход через основной слив у ПБ (2 метра левее треугольного камня), за основным сливом 2 выносных бочки и далее простая шивера.
Осмотр с ЛБ.
Прохождение  всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды.
8 Скалистый глаз 2 к.с Протяженность:
80 м.
Описание:
Шивера 2 кс, валы.
Линия движения читается с воды.
Прохождение  всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды.
9 Надежда 2+ к.с Протяженность:
50 м.
Описание:
Остров делит реку на 2 протоки, левая непроходима (острые скальные выходы), в правой протоке слив примерно 1 м у ПБ, общая ширина русла примерно 6 м.
Осмотр с острова и ПБ.
Прохождение  всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды.
10 Мара 2+ к.с Протяженность:
40 м.
Описание:
Слив 1 – 1.5 м ближе к ЛБ с жесткой косой левой глубокой бочкой за ним. Слив с наплыва не виден, бочка с берега не читается.
Осмотр с ЛБ.
Прохождение  всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды.
11 Кошмарики 2 к.с Протяженность:
110 м.
Описание:
Неявно выраженный остров делит реку на 2 протоки, правая непроходима, в левой скальные выходы ближе к ЛБ образуют еще 2 протоки: левая – мелководная шивера, правая – 2 небольших слива и слабая выходная мелкая шивера.
Осмотр с ЛБ.
Прохождение  всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды.
12 Красивый 3 к.с Протяженность:
400 м.
Описание:
По окончании разбоев начинается широкая мощная шивера с крупными камнями в русле протяженностью около 200 м. Порог образован в сужении русла скальным выходом от ЛБ. Чалка в улово ПБ 30 м выше основного слива. В правой части основного слива почти гладкий полуобливной зуб. За основным сливом косая бочка, отбивающая к ЛБ.
Далее выходная шивера протяженностью 150 — 200 м.
Осмотр порога с ПБ.
Прохождение  вдоль ЛБ вплотную к каменному острову через косую бочку с уходом от зуба в правой части основного слива. Страховка спасконцами с ПБ, катамараном с воды.
13 Вечерний 2 к.с Простая шивера 2 кс, линия движения читается с воды. Прохождение  всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды.
14 Узкий 2 к.с Бочка в сужении между скальных обломков.
Линия движения читается с воды.
Прохождение  всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды.
15 Яма 3+ к.с Протяженность:
80 м.
Описание:
Порог образован в скальном сужении реки, мощный пологий слив общим перепадом около 1,5 м с выносной бочкой за ним, затем подушка длиной метров 15 и еще один слив около 1 м с жесткой бочкой,  далее выходная несложная шивера.
Осмотр с ЛБ.
Прохождение  всеми судами, страховка ниже основного слива спасконцами с уловов ЛБ  и катамараном с воды.
16 Котел 3+ к.с Протяженность:
70 м.
Описание:
Порог образован полуобливной скальной грядой поперек русла. Прохождение правой частью русла осложнено не обливными острыми скальными обломками. В левой части русла ближе к центру слив водопадного типа около 2 м с котлом за ним, левая часть которого (вплотную к скалам ЛБ) выполаживается, образуя гладкий слив шириной около  2.5 м с отбойным валом от скал ЛБ, сваливающим вправо к котлу. Далее несложная мелководная выходная шивера.
Осмотр с ЛБ.
Прохождение  всеми судами ближе к скалам ЛБ по пологому языку левее водопадного слива с котлом, страховка ниже основного слива спасконцами с уловов ЛБ и катамараном с воды
р.Кутцайоки
17 Три протоки  2 к.с Несколько проток, правая и левая – шиверы, в центральной – слив и нагромождение камней. Во время подъема по реке обнос по правому берегу.Во время спуска шли по центральной протоке.Страховка катамараном с воды.
18 Лесенка 2 к.с Порог с островом посередине за левым поворотом кривой слив, косой вал, бочка. Во время подъема по реке обнос по левому берегу.Во время спуска шли по основной струе,страховка катамараном с воды.
19 Водопадный 4+ 3 ступени. 1ая — высокая длинная горка пересеченная валами и бочками. Очень мощная вода,на выходе мощная бочка в сужении.2 и 3 — локальные высокие кривые мелкие сливы с плит, «за углом» относительно 1 и  ступеней. 2 ступень идется справа налево, 3 — ближе к ЛБ. Проходили на разгруженных катамаранах все 3 ступени.Первую страховали спасконцами и катамараном с воды.2 и 3 проходили с страховкой катамараном с воды.Страховка спасконцом во 2 и 3 ступенях невозможны.
р.Тумча
20 Ночной 2 к.с Простая шивера 2 кс, линия движения читается с воды. Прохождение  всеми судами ,страховка ниже основного слива спасконцами с уловов ЛБ  и катамараном с воды.
21 Карниз 3+ к.с Небольшой поворот реки направо, русло делится на две неравные части каменным островом. Правая часть – слив с плит, высотой около полутора метров, справа более резкий с хорошей держащей бочкой за ним; по центру более пологий, косой, справа налево; слева – пологий. Заход в левую часть осложнен косым сливом 0,7 м на входе.  Левая часть –слив водопадного типа, высотой около двух с половиной метров.Далее  гряда камней через всю реку, правее камней больше, сужение реки, валы. Осмотр по ЛБ, страховка с воды за сливом.Прохождение возможно по правой стороне ближе к острову,либо по левой стороне.
22 Змея 2 к.с Протяженность:
150-200 м.
Описание:
Порог представляет собой динамичную шиверу в скальном сужении. Основная струя петляет, валы, несильные прижимы, остров —  правая протока мелководная.
Прохождение  всеми судами однократное со взаимной страховкой с воды.
23 Шляпа 3 к.с Протяженность:
80 м.
Описание:
Остров делит реку на две протоки:
правая – неявно выражена, две мощных бочки в узком ущелье,
левая основная – скальная гряда перегораживает все русло, вдоль ЛБ и по центру слив через полуобливные острые зубы, чистый трек вдоль ПБ с резким маневром влево уходя от прижима  к скале по центру русла, далее вправо за скалу через пологий выходной слив с бочкой. Коротка выходная шивера.
Береговая страховка спасконцами неэффективна.
Осмотр с ЛБ.
Прохождение  всеми судами  по левой протоке со страховкой спасконцами и со взаимной страховкой с воды.

 

Общая смысловая идея похода

Маршрут Тунтсайоки –Тумча –это уникальная связка рек. Здесь могут найти для себя интерес различные туристические группы, с различными целями и задачами. Это может быть стандартный карельский отдых с ягодами, грибами, рыбалкой, небольшими переходами, дневками, стоянками на спокойных рыболовных и живописных участках реки. Люди, желающие вдоволь насладиться красотами Кольского края, сопками, скалами, неугомонными многочасовыми закатами и рассветами, белыми ночами, также найдут все это здесь. Нас же более интересовала спортивная составляющая этих рек, их пороги и бурная вода, а в связке с пор.Водопадный на реке Кутсайоки маршрут становится еще более насыщенным.

Главной целью похода было обучение основным навыкам в водных походах. Техника гребли, тактика и техника прохождения водных препятствий, обучение спасработам, самосплаву, действиям в случаях аварийной ситуации.

Так как многие участники группы не имели опыта категорийных водных походов, перед стартом было проведено несколько теоритических занятий в классе и практических занятий по обучению основным гребкам и «фигурной» гребле на воде.

К выбираемому маршруту предъявлялись следующие требования:

1.Хорошо описанная река

2.Простая заброска-выброска(колесами в воду)

3.Невысокая сложность препятствий

4.Высокая насыщенность препятствиями

5.Разнообразие основных порогов.

6.Хорошо оборудованные стоянки на основных порогах.

7.Препятствия должны быть не протяженными и хорошо страховаться.

Всем нашим требованиям отвечал маршрут Тунтсайоки-Кутсайоки-Тумча.

 

Варианты подъезда и отъезда

До г.Кандалакша добирались поездом. С Рязани можно ехать через Москву с пересадкой и перетаскиванием вещей с Казанского на Ленинградский вокзал. Подобное физкультурное действо с пробежками по площади трех вокзалов,с тяжеленными упаковками и рюкзаками не добавляли энтузиазма, поэтому мы решили заранее купить билеты на прямой поезд с Рязани до Кандалакши. Билеты на него расходятся быстро, поэтому делать это нужно сразу, с момента открытия продаж. Также заранее был заказан автотранспорт от Кандалакши до поселка Алакуртти –комфортабельный  микроавтобус Ивеко с прицепом. До Алакуртти идет хорошая асфальтовая дорога. Если вы хотите пройти 2 интересных порога в начале маршрута- Первенец и Падун- водителям лучше пояснять, что нужно подъехать к правому берегу перед старым мостом,который выводит на памятник-танк. На  подъезде к поселку стоит КПП –проверка паспортов. По приезду нужно сходить в погранотряд отдать список группы с паспортными данными, паспорта для сверки и пройти инструктаж. Все это занимает полчаса-час.

Выброска осуществляется несколькими вариантами:

1.От порога Шляпа на катере до пос.Заречинск, далее автотранспортом до г.Кандалакша. Катера в летнее время курсируют постоянно, поэтому заранее договариваться с катером смысла особого не имеет, но на всякий случай оставлю телефон.

Телефон капитана катера- Николай  8-921-041-19-99

2.От порога Шляпа на веслах 45-47 км по водохранилищу до пос. Заречинск , далее    автотранспортом до г.Кандалакша. Транспорт мы заказывали заранее через того же  человека,что и на заброске. Его телефон- 89217256755 Павел.

   Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Аварийный выход с маршрута до порога «Юрьев день» возможен по грунтовке ЛБ назад к пос. Алакуртти.  После пор. «Юрьев день» проще сплавляться вниз по реке до пор. «Шляпа», где летом в сезон постоянно дежурят катера.
Мобильная связь на Тунтсайоки присутствовала только близ пос. Аллакурти. На Тумче на пороге Карниз местами появляется сеть, на пороге Шляпа и далее на водохранилище есть устойчивое соединение .

График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
8.07-10.07 г. Рязань –г. Кандалакша       поезд
10.07    1 г.Кандалакша-пос.Алакуртти,стапель ,раскатка     автобус
12.07    2 Пос.Алакуртти-р.Тунцайоки ,п.Кривой 13     сплав
13.07    4 полудневка,тренировка, п.Красивый-п.Яма 6     сплав
14.07-16.07 5-7 Дневка,баня,тренировка на пороге Яма и пороге Котел     Тренировка
17.07   8 п.Яма- подъем по р.Кутсайоки до п.Водопадный,обкатка п.Водопадный 9   Сплав,тренировка
18.07   9 п.Водопадный –р.Тумча п.Карниз,полудневка,тренировка на п.Водопадный 14   Сплав,тренировка
19.07  10 Дневка,тренировка на п.Карниз Тренировка
20.07  11 п.Карниз-п.Шляпа,тренировка на пороге Шляпа,подготовка к выходу на водохранилище,Иовское водохранилище 25 Сплав,тренировка
21.07 12  Иовское водохранилище,отдых на острове 23 Сплав
22.07 13 Иовское водохранилище-пос.Заречинск 5 Сплав
22.07-24.07 13-15 г.Кандалакша-г.Рязань

 

 

   Техническое описание прохождения маршрута (только активная часть)

День 1-10 июля

Приехали на реку около 7 часов утра. Дождь,комары,муравьи. Поставили лагерь. Женская часть группы стала перепаковывать продукты, готовить еду . Мужская –стапелить катамараны. К обеду собрали суда и после бессонной ночи решили немного поспать, после чего потренироваться на реке. В 18.00 вышли на воду. Устроили тренировку на стоячей воде, скатку экипажей. Позже прошли небольшую шиверу перед Первенцом справа у начала острова, тренировали траверс и заход в улово, слаженные действия в потоке.Ужин .Сон

День 2-11 июля

Подъем в 7:00, выход на воду в 10:00. Порог Первенец-первый на нашем маршруте и сразу тройка. Я не знаю, почему этот порог некоторые считают хорошей тройкой или даже четверкой, а некоторые называют: «Один из самых технически интересных порогов на реке». Мы проходили его в правую протоку, ничего особо интересного там нет, только зайти правильно и после основного слива уйти влево от центральной обливной плиты. По нашей воде никакого обилия зубьев, о которые все рвутся и ломаются, я тоже не нашел.

Image1

Проходили со страховкой спасконцами и активной страховкой с воды в улове ЛБ перед обливной плитой. Все четко отработали несложный маневр после слива и прошли порог без происшествий.

Image2

За порогом плёс с течением длиной около 200 м на левом повороте реки, пройдя который нужно зачалиться на ЛБ перед началом заходной шиверы в порог Падун. Если уровень воды высокий и команда решает проходить порог по менее полноводной правой протоке, то зачалиться эффективнее на ПБ.

По средней воде правая протока для катамаранов четвёрок спортивного интереса не представляет, зато может быть опасна из-за обилия зубьев и прижима к скале ПБ.

Мы зачалились на ЛБ, осмотрели основной слив порога в левой протоке. Слив состоит из двух ступеней 1,5 и 2 м соответственно. Слева под скалой в сливе камни и косые валы, справа ближе к острову – проносной язык. Бочка за первой ступенью осложняет и без того требующий правильного угла заход в косую бочку второго слива, сбрасывающую судно влево. После бочек выходная шивера. Струя в шивере мощная, навалы на камни сильные.

Выставили страховку спасконцами. Первый катамаран четверка 1 прошел немного правее, задев основные бочки левым балоном, и встал на страховку у левого берега. Двойка 1 прошла также.

Image5

Четверка 2 зашла во вторую бочку точно по центру, катамаран развернуло, подтащило и выплюнуло. Далее двойка 2 (с девчонками )после первой бочки не успела выровняться, зашла немного под углом. Бочка закусила катамаран, поставила на свечку, подержала, покрутила, только с помощью грамотных действий экипажа ему удалось выйти из нее на ровном киле. Чего не скажешь о нашей бочке с продуктами.Она развязалась, упала в воду и каким-то чудом сорвался металлический ободок и снесло крышку.  Последующие 15 минут прошли с криками: «Давай правее, там хлеб плавает!!», «Все вперед за пакетом с супами!!Правее, правее за специями давай!!»Собрали ,что смогли. Зачалились на островке ЛБ сделали перекус и ревизию.Оказалось ,что почти все собрали и каким-то чудом ничего не утонуло. Ну а хлеб , и специи и пр. можно высушить.

Image3

 

Image4

Пошли дальше.Пороги Двойной, Водопадный, Каменистый проходили походной колонной на взаимостраховке с воды.

Через 2.5 часа дошли до порога Кривой. Остров, крутой левый поворот реки, слив в левой части русла высотой около   полутора метров, в середине русла камни (к ним подтягивает основная струя, поэтому на повороте влево к основному сливу приходится выгребать), каменистый невысокий  слив справа. Осмотр по ЛБ. Страховка спасконцами и съемка по ЛБ. Поставили сигнальщика. Заход с воды читается не четко. После прохождения четверка 1 встала на страховку. Все прошли порог по левой протоке без происшествий. Сразу за порогом на ЛБ очень хорошая обустроенная стоянка, но очень много комаров. Встали на ней. Вечер и полночи были посвящены увлекательной реинкарнации вымокшего хлеба в сухари.

 День 3-12 июля

 Подъем в 8:30. Завтрак. В 9:30 вышли на воду . Тренировка на пороге Кривой. Отработка действий сигнальщика. Отработка зацепа в бочке . Траверс бочки.

Image8

Image9

13:00 вышли по маршруту. За порогом снова плёс длиной 2 км, затем несложная шивера 1-2 к.с. Через 600 м начинаются острова с шиверами в протоках. Проход в левую протоку сходу – 1-2 к.с.

Снова следует плёс около 2,5 км. и начинается порог Юрьев день. Порог начинается мощной разгонной шиверой, затем следует слив вдоль скалы ПБ, который проходится по центру. Слева слив ограничен плитой, которая может быть закрыта при высоком уровне воды. После слива требуется уход вправо по основной струе шиверы. Шивера очень длинная и несложная. На ЛБ есть стоянка и баня. Порог 2-3 к.с. в зависимости от уровня воды.

Через 100 м – препятствие в двух протоках порог Скалистый глаз, в реальности представляющее собой S- образную шиверу длиной 250 м и сложностью 2 к.с.. На выходе в шивере нужно проходить справа от острова.

Через ещё 100 м – порог Надежда, Остров делит реку на 2 протоки, левая непроходима (острые скальные выходы), в правой протоке слив примерно 1 м у ПБ, общая ширина русла примерно 6 м .

Через 500 м на резком правом повороте расположен порог Подкова, длиной 100 м, сложность 2 к.с. За порогом на ЛБ – хорошая стоянка.

Всю эту череду порогов наша команда прошла сходу походной колонной. Струя в порогах имеет хорошую скорость, принимать решения и осуществлять манёвры нужно быстро и слаженно. Это достаточно интересная связка порогов, на которой необходима постоянная концентрация внимания. На таких препятствиях оттачивается слаженное действие экипажа. Многие из участников отметили эту связку, как одно из самых интересных препятствий на реке Тунцайоки.

Через 1,5 км плёса – порог Мара 2+ к.с. длиной всего 30 м. Это просто ступенька высотой около 1 м с бочкой. Заход лучше осмотреть по ЛБ. Страховка возможна с берега и с воды у ЛБ. Бочка, также как и предыдущие, сбрасывает носы влево и подкусывает корму. Все участники отметили, что ступенька Мары не видна с воды, шум почти не слышен. Прошли походной колонной,страхуя с воды. За порогом — несложная шивера длиной 50 м, перед которой впадает ПП р. Эньянйоки.

Через 1,8 км порог Кошмарики. В районе порога есть стоянки на обоих берегах. Порог разделён островом на две протоки, основная протока – правая. На заходе – невысокий слив около 1 м, далее выходная шивера. Длина порога 200 м, сложность 2 к.с. Постоянное маневрирование среди камней. Проходили без осмотра походной колонной со страховкой с воды.

Через 1,5 км – многочисленные и удивительно красивые острова, в протоках быстрины и несложные шиверы 1-2 к.с. Проход всё время в правую протоку. После слияния всех проток справа видна стоянка на песчаном берегу, к ней можно зачалиться для осмотра порога Красивый. Встали на стоянку около 19:00. Поляна большая, просторная, может вместить две большие группы.

День 4-13 июля

Подъем в 9:00 позавтракали, собрали лагерь. В 10:30 выход на воду. Сегодня первая половина дня посвящена тренировке на пороге Красивый. Начинается порог длинной заходной шиверой с небольшими ступенями и уходом от камней, далее заход в слив на крутом левом повороте, русло разделяется камнями – основная суженная часть под скальным ПБ – косой слив высотой метра полтора, с бочкой, и камни в левой части русла – непроход. Бочка более мощная в левой части, у каменной глыбы, образующей сужение, струя несет на эту глыбу. За сливом – мощная сбойка струй, чалка в улове ПБ, оттуда же возможна страховка. Длина порога 500 м, сложность 3 к.с. Для осмотра основной части порога можно зачалиться непосредственно перед ней в большом верхнем улове правого берега. Либо придется топать от стоянки по тропе еще метров 200-250.

Image10

На пороге тренировали прохождение косой бочки носом, кормой, отрабатывали чалку в пороге. Также был разучен и отработан такой прием,как завес на противотоке у носовых гребцов четверок.

Image11

Image12

16:00 разогрели обед, приготовленный еще утром, поели, дособирали лагерное снаряжение, загрузились и в 17:30 пошли по маршруту. Пороги Вечерний и Узкий шли без осмотра походной колонной. К 19:00 подошли к порогу Яма . Здесь у нас должна быть дневка и тренировка. На пороге по левому берегу две хорошие стоянки, и одна стоянка на правом. Все они были заняты. Решили проходить Яму сейчас и идти далее до порога Котел, между которыми 700 м плеса. Порог Яма-короткая заходная шивера, 2 пологих слива 2 и 1 м, мощные бочки, на выходе – сбойка струй. Зачалились на ЛБ для осмотра, обговорили линию движения, действия гребцов, поставили страховку спасконцами, фото видеосъемку. Первой прошла четверка 1 и встала на страховку с воды, после прошли остальные экипажи.

Через 700 м начинается порог Котел-скальные берега, левый – высокий. В правой части русла нагромождение камней, невысокие пологие сливы (или просто слив с камнями через всю правую часть реки), в левой части – котел ближе к центру русла, образованный сливами чуть меньше  2 м высотой, затем противоток  около 6 метров, слева от него – узкий чистый слив прямо под берегом. Зачалились к ЛБ для осмотра и выявления места стоянки. Обе стоянки на этом берегу были заняты. Решили перечалится на правый берег. Там за порогом оказалась стоянка, не очень хорошая , грязноватая, тенистая и с безумным количеством комаров. Кормить на ней 2 дня братьев наших меньших не было желания даже у самых отчаянных натуролюбов. Зато с нее мы увидели еще одну стоянку  на противоположном берегу, самую дальнюю. Перечались обратно, посмотрели-действительно, отличная стоянка ждала именно нас, а вот комары нас там не ждали, их не было вообще. Решено было проходить Котел и вставать на этой стоянке. Проходили по старой проверенной схеме-осмотр, спасконцы, фото-видео, первая четверка проходит и  на страховку, потом все остальные. Прошли, придерживаясь ЛБ,что бы не попасть в основной слив. Четверка 2 очень буквально приняла совет притираться к ЛБ и притерлась, задела берег левым балоном, их немного развернуло, слились полулагом, после слива довернулись и прошли. Все остальные без проишествий. Встали на стоянку в 21:00. На этих порогах нет дров, поэтому за дровами пришлось плыть на катамаране.

Есть еще одна стоянка на ЛБ на стрелке с р.Кутсайоки, до нее от Котла 800 м, если вам нужно стоять на этих порогах, а вы пришли и все занято, её можно использовать как запасной вариант, но , конечно, это уже далековато.

 День 5 -14 июля

 Дневка. Решили сегодня сделать баню. Погода –прекрасная. За дровами ходили очень далеко, пересекая 2 холма. Там же нашли много черники, вечером –варенье. Пока топили, некоторые пошли играть в волейбол с соседними группами. Да- у них был мячик , и да-на стоянке есть волейбольное поле. После небольшого дождичка природа подарила нам уникальное явление –две параллельные радуги, да еще через все небо, да еще такие яркие!

К 21:00 все было готово. Баня получилась очень горячая!! Еще раз убеждаюсь,что если есть время и возможность сделать баню, лучше сделать-это стоит потраченных сил, времени и трудов. Это и расслабление, и горячая помывка, и заряд бодрости и хорошего настроения надолго. Парились с 21:00 до 1:00 примерно..

 День 6 – 15 июля

 Дневка. Сегодня главная наша задача –тренировка и еще раз тренировка. Встали в 10:00. Позавтракали, в 10:30 теоретическое занятие по спасработам. 11:00 начали тренировку по метанию спасконца. Занятие проходило на берегу.

Image16Image15

Детально были объяснены и опробованы техника броска, тренировка метания на точность.

В 13:00 взяли приготовленный сухой перекус, необходимые вещи. Катамараны занесли выше порога Котел и поднялись до порога Яма. Сегодня катаем здесь. На пороге тренировали  зацепы за бочку при заходе судна прямо, лагом , полулагом, кормой. Также было много тренировочных килей. Каждый участник группы попробовал сначала на спокойной воде, что значит быть на перевернутом судне, как выходить из упоров при перевороте, куда лучше выходить после киля, что делать, если оторвало от катамарана и пр. Все это многократно пробовали и в самом пороге.Также тренировали правильное положение человека при поимке спасконца, выход страхующего катамарана, страховка катамараном пловца, страховка катамараном неуправляемого судна, действия гребцов на перевернутом судне. После, каждый участник прошел порог самосплавом-тренировка правильного положения при самосплаве, прошождение проносных бочек на спасжилете,правильная поимка спасконца, отработка действий при подходе страхующего катамарана, выход пловца на страхующий катамаран и т.д.

Image20 Image21Image22

К 20:00 закончили тренировку. Сплавились и прошли порог Котел, его оставляем на завтра.День прошел очень динамично и продуктивно. Для большинства участников группы сегодня были первые кили, первые самосплавы, первые спасработы, первые  «спасённые» , первые ощущения себя в бурной воде.

IMG_0127

Считаю, что необходимо устраивать подобные тренировки в каждом походе (по возможности, конечно). Каждый из участников должен четко знать свои действия в случае аварии, как выходить из трудной ситуации, как страховать. И не только знать, но и уметь, и не только уметь , но и научиться быстро оценивать ситуацию, не впадая в замешательство, а это можно достичь только опытом.

День 7 – 16 июля

Сегодня решили не идти на Кутсайоки, а откатать порог Котел и подготовиться к завтрашнему подъему по реке. С утра идет дождь, небо затянуло. Подъем в 10:00. Позавтракали. В 11:30 пошли на прохождение Котла. Проходили через самый центр прямо в котел. Тренировали заход в бочку и зацепы при прямом заходе, а также при заходе лагом и кормой.

Image25

Тренировка прохождения на различных судах,различными экипажами. Тренировка прохождений на катамаране с разных сторон (справа,слева). Несколько тренировочных килей.

Еще раз потренировали поимку морковки и занятие правильного положения после того, как спасконец оказался в руках. Тренировка метания морковки.

Image27Image28

В 16:30 закончили тренировку. Сегодня еще нужно подготовить жерди, чтобы связать каты для подъема на Кутсу. А дождь все не прекращался.

День 8 -17 июля  

Подъем в 7:30. Утро встретило нас ласковым и теплым солнышком, ясным небосводом, безветрием и тишиной, поверить в которую накануне было очень сложно. Сегодня подъем по р.Кутсайоки до самого красивого порога на маршруте. Помня прошлый опыт, в этот раз решили не идти по-отдельности. Плесовый участок от Котла до порога Водопадный протяженностью 8 км. имеет небольшое течение, но, несмотря на это, идти его на груженых двойках, тем более на твиксах-катамаране повышанной маневренности, достаточно проблематично, тем более что воды у нас было немного выше среднего, а это увеличивает скорость течения. Поэтому решили связать катамараны на жесткую сцепку, в две «галеры», друг за другом –две двойки и две четверки.

Image29

Катамараны, связанные подобным образом, имеют очень хорошую линейную скорость, их перестает вертеть из стороны в сторону, и подобные участки на воде преодолеваются в разы легче. На этом отрезке есть два порожка 2 к.с. Первый- в 2,5 км. от порога Котел-Три протоки и второй еще через 2 км- Лесенка. Эти порожки необходимо обнести по берегу для того, чтобы быстро развязать, а потом связать сцепки катамаранов, вязали их на обычные веревочные скрутки.

Позавтракав и связав каты, погрузились и вышли на воду в 10:00. Через час дошли до первого порожка- обнос по правому берегу(если смотреть против течения , то слева). Возле начала порога есть тропа, с воды не очень хорошо видно.  Разгрузись , развязались , обнесли, завязались , загрузились , вышли. Все это заняло около часа. Далее дошли до порога Лесенка. Обнос по левому берегу (если смотреть против течения , то справа), непосредственно перед порогом начинается тропа обноса. Здесь есть две тропы:одна уходит левее, другая правее наверх. Лучше идти по правой тропе-она хорошо пропилена и выходит к началу  порога, левая тропа выходит между ступенями порога и пропилена хуже. Безумно много комаров, поэтому быстро обнеслись, покидали вещи и вышли, весь обнос с разборкой и сборкой галер занял минут сорок. Вскоре на крутом правом повороте(для нас левом) показалась большая живописная скала. Встали в улове и сделали перекус на воде. Отсюда еще 1,7 км по реке до Водопадного.

Пришли на порог Водопадный в 14:30. Весь переход с обносами, сборками , разборками занял 4,5 часа. В прошлый раз ,когда мы шли все по-отдельности, этот переход занял 8 часов. Это почти в два раза больше. Поэтому связки катов в галеры полностью себя оправдывают.

На Водопадном подошли к третьей ступени. Тропа обноса по правому берегу. На пороге(1-ая ступень) на правом берегу есть 2 просторные стоянки, которые могут вместить (при особой нужде) и 4 группы. На одной стояла группа,вторая была свободна.Комаров почти нет, дров тоже, есть болото и морошка. Еще две стоянки перед началом порога. Обнесли вещи и катамараны на 1-ую ступень , поставили лагерь, принесли дров. И для желающих решили походить порог.

Порог Водопадный. Вопреки некоторым описаниям порог состоит из 3 четко выраженных и разделенных ступеней. Первая ступень – сначала водная горка, пересеченная валами и бочками, справа S-образный заход через два небольших слива, огибающий мелководную и каменистую часть водной горки слева, затем слив около 2 м с пульсирующим валом на гребне и мощной бочкой на выходе. Справа от выходной бочки улово, в которое сносит струей. За бочкой скальное сужение и слив с мощной бочкой в конце, которая в некоторых лоциях описывается ,как отдельная ступень, хотя скорость быстротока после основного слива первой ступени велика, а протяженность мала и считать выходную часть отдельной ступенью «не поворачивается язык». Вторая ступень-косой слив высотой 2м, заход справа. Третья –косой слив с плиты ближе к левому берегу. По средней воде и ниже среднего 2 и 3 ступени-непроход из-за малой глубины и вылезших камней.В нашу воду проходы были, но катать их было опасно по причине возможной поломки судна.

В 16:30 вышли на прохождение. Просмотрели порог .Одну четверку поставили сразу на страховку в большое улово после первой ступени. Поставили страховку спасконцом и видеосъемку. Определили траекторию движения. Первой шла четверка 1, далее шли двойки. В течении 2,5-3 часов катали порог.

День 9-18 июля 

Подъем в 8:30.В 9:30 выходим на воду для тренировки на пороге Водопадный. Ставим страховку, съемку, еще раз проговариваем возможные варианты траектории захода и начинаем проходить. Проходим порог различными составами и на различных судах. Отрабатываем точность захода в порог, здесь она важна.

Image32Image31

Бочка проносная, но мощная, при неправильном заходе может перевернуть двойку, для четверки менее критично. В одно из прохождений так и случилось. Катамаран зашел правее, на заходе развернуло, и лагом судно прошло справа на более крутой слив с камней, в итоге двойку повернуло и положило.

Image33

Маша вынырнула в периметр, Максим пошел самосплавом. Максима подобрала страхующая четверка. Двойку с Машей отнесло к левому берегу, там она поставила ее на ровный киль и зачалила в улове. Подошла четверка,экипаж сел на двойку и перечалил ее на наш правый берег. Все остальные прохождения-без происшествий , ошибки в прохождениях старались разбирать и исправлять сразу же. В 13:00 часть группы ушла обносить вещи за порог, остальные продолжили прохождения. В 14:00 все собрались на месте старта. Осмотрели 2 и 3 ступень. Проходили их на разгруженных катамаранах походной колонной, страхуя с воды. После прохождения загрузились и в 15:00 вышли по маршруту.

Пороги Лесенка и Три протоки проходили без осмотра походной колонной ,линия движения читается с воды.

Порог Ночной проходили без осмотра походной колонной.

Подошли к порогу Карниз. Здесь мы должны вставать на дневку. На Карнизе есть 2 стоянки по левому берегу, непосредственно над порогом. Это большие просторные, продуваемые, солнечные поляны с обустроенным костровищем .Комаров нет, зато относительно недалеко можно найти дрова. Есть большая, хорошая стоянка на повороте ниже порога, на высоком левом берегу. Еще одна стоянка есть перед порогом на правом берегу, там стояла параллельная группа, но что там за место, не знаю, так и не удосужился посмотреть. Встали на стоянку.

 

День 10-19 июля 

Дневка. Сегодня весь день посвящен тренировке на пороге Карниз. Порог Карниз — левая часть –слив водопадного типа, пологий, высотой около двух с половиной метров. Далее  гряда камней через всю реку, правее камней больше, сужение реки, валы. Левая часть пологая. По центру слив более пологий, косой, справа налево. Справа более резкий с хорошей держащей бочкой за ним, которая и являлась главным объектом нашего сегодняшнего дня.

Позавтракали, переоделись и в10:30 перечалились на противоположный берег. Осмотрели бочку. Сначала была задача просто пройти эту бочку, цепляясь за струю. Сразу поставили одну двойку на страховку. Поставили морковки и съемку. Первой прошла четверка, катамаран задержало, но силами экипажа кат вышел из бочки и встал на страховку.

Image34

Далее прошли двойки. После старались специально попадать на нулевой скорости в бочку,«меситься там» и отрабатывать действия гребцов, необходимые для выхода из держащей бочки. Тропа обноса по берегу неудобная, а в одном месте ее вообще перегораживала упавшая елка. Видимо, этот порог обычно не катают. Пропили дерево, но в итоге решили заносить каты прямо по воде , по уловам, так получалось быстрее и легче. В 16:00 перечалились обратно, разогрели уже приготовленный суп, пообедали и в 17:00 поплыли обратно для продолжения тренировок. Также одной из задач было поймать морковку при нахождении катамарана в бочке, привязать ее, чтобы страхующие могли выдернуть судно из бочки.Все экипажи успешно с этим справились.

Image36

Не обошлось и без килей, хоть они были и нежелательными, но все же были, зато хорошо отработали активную страховку и страховку спасконцами.

Image37

В 21:00 закончили тренировку.

Все участники хорошо справились со своими задачами, поняли и научились работать в держащей бочке, научились брать морковку и вязать ее на кате в реальных условиях «варения» держащей бочки. Еще раз отработали активную страховку с ката и спасание спасконцом. А также действия при самосплаве и действия на перевернутом судне.

Подобная держащая бочка-единственная на этой реке,  исключение может составлять Падун ,но это самое начало похода, стоять и катать  на нем невозможно. На Карнизе же очень удобно тренироваться. Есть прекрасные стоянки,страховать бочку морковкой очень просто, так как небольшое расстояние от берега, и перекинуть его сможет даже не очень сильный человек. Удобно страховать и морковками, и катамараном. При самосплаве не очень много камней, и после основного слива нет мощных бочек и валов. Единственно -уровень воды должен быть выше среднего, при меньшем уровне бочка становится не такой держащей, и вылезают камни. Знание и умение действовать в ситуации, когда катамаран застревает в бочке, очень важны для дальнейшего занятия этим видом спорта. Подобные тренировки дают понятие о том, что нужно делать и как твои действия влияют на поведения судна, что делает бочка с катамараном, и как возможно этому противостоять, нарабатывается умение быстро оценивать ситуацию и принимать необходимые решения.

День 11-20 июля

Подъем в 8:30.В 10:30 выходим на воду. Порог Карниз проходим по правой протоке, ближе к центру, по пологим сливам, без осмотра походной колонной. После плеса видны скальные выступы  с правого и левого берега-это порог Каньонный-1к.с. Сам порог не представляет какого-либо интереса, но окружающие его берега, а именно высоченные, отвесные скальные стенки. Не удержались, вылезли на левый берег для просмотра, к тому же двойки отстали. Тропа поднимается на самый верх скалы, там есть очень неплохая стояка(минус-очень высоко от воды). Вид, открывающийся отсюда, совершенно завораживающий! Снизу эти скалы кажутся не такими высокими, но когда поднялся, перед тобой открываются просто потрясающие пейзажи долины реки, сопок, солнца, камней, скал…Это очень красивое место, и потратить лишние полчаса, чтобы подняться сюда и полюбоваться всем этим величием и свободой, стоит!

Полюбовались и пошли дальше. Почти сразу начинается порог Змея , шивера, требующая маневра. Проходили походной колонной. Практически сразу на левом повороте порог Шляпа. Зачалились на острове в 12:30, обнесли вещи на другую сторону острова. Пошли на обкатку порога Шляпа. Выставили страховку катамараном. Катали недолго, оснавная задача –уход от прижима к скале острова . Бочка в левой части была небольшой и неинтересной. Потренировали уход от прижима на разных судах, потренировали прохождения на четверке вдвоем в диагонали, заход в бочку снизу.

Image38Image39

В 15:00 подошли к острову с другой стороны, где нас ждали наши вещи, и стали готовиться к сплаву по водохранилищу. Связали каты (две четверки одна за другой и двойки по бокам у задней четверки), перепаковали вещи, поставили мотор, сготовили обед.В 21:00 вышли на водохранилище. Во избежание встречного ветра водохранилище лучше проходить ночью, когда ветер стихает. Мотор маленький, не мощный, но давал нам 6 км/ч. Пройдя 30 км, поняли , что нам не хватит бензина до Заречинска, но тут, откуда ни возьмись, появился рыбак на хорошей мощной моторке, поговорили и выпросили у него еще 1,5 литра, а еще через 5 км к 4:00 утра наш мотор сказал : «Кряк», и еще сказал ,что дальше он не будет работать. Как выяснилось позже, сорвало шплинт на вентиле. Оставшиеся 6 км до какого –нибудь хорошего острова преодолевали на веслах. После не очень продолжительного метания от одного острова к другому решили встать на том ,что попадется. И ведь попался изумительный островок, большой, с хорошей стоянкой, обилием черники и рыбы в своих заводях. Там и остановились.

День 12-21 июля

Чудесная погода, чудесная природа, прекрасный остров, солнце, черника, рыба, грибы, отдых, еда, матрас, загар, купание, релакс и т.д. Днем перевязали каты в одну длиннющую галеру. Завтра идти на веслах до Заречинска.

День 13 – 22 июля

Встали в 0.00, покушали, собрались, погрузились и в 2.00 вышли на озеро. Стоит полный штиль, гладь озера-зеркало, лишь через час пошла небольшая рябь. Рассветное солнце окрасило всю окружающую действительность в золотые тона.

Image42

Посадили гитариста с гитарой, сами на весла и пошли. Дошли быстро –часа за 2. Странно, но позже, именно в этот момент прохождения по озеру, хотелось возвращаться вновь и вновь, хотя я терпеть не могу эту монотонную греблю, но тот рассвет, чистые звуки гитары и это особая связь между нами всеми делали этот момент волшебным.

Image40

В общем пришли в Заречинск, разобрались , просушились, собрались, пришла машина и пришло время прощаться с рекой, поход закончен. Теперь впереди только поезд , родные города, встречи с близкими и друзьями. 

Итоги , выводы и рекомендации

 Группа успешно прошла планируемый маршрут. Все цели и задачи, поставленные перед походом, достигнуты в полной мере. Данный маршрут еще раз подтвердил то, что является уникальным по своим тренировочным возможностям.

-Разнообразие и многочисленность препятствий , а также возможность хорошей страховки дают прекрасную базу для обучения и тренировки основных навыков экстремального сплава.

-Заброска «колесами в воду» позволяет все время отводить на реку.

-Хорошие стоянки возле ключевых порогов, а также белые ночи дают возможность разбивать лагерь и катать пороги столько времени, сколько это будет необходимо.

-Отсутствие темного времени суток также благоприятно сказывается на графике прохождения-его можно сдвигать.

-Чудесная, своеобразная природа северного края не оставит никого равнодушным, а некоторых влюбляет в себя надолго.

Рекомендации

-Оптимальный уровень воды для тренировок-немного выше среднего, угадать с водой не всегда возможно, все очень сильно зависит от дождей. Вода в реке поднимается быстро, падает медленней. Но все же лучше выбирать время на начало июля, когда река еще имеет запас воды после половодья.

— Если вашей основной целью являются тренировки, то берите с собой видеокамеру, и кучу аккумуляторов к ней. Снимайте все прохождения, просматривайте видео и разбирайте в конце дня, а некоторые случаи лучше сразу. Это ооочень помогает для понимания своих действий, как правильных , так и ошибочных.

-Несмотря на то, что препятствия имеют локальный характер, и после каждого следует плес, нужно всегда помнить о безопасности, продумывать и выставлять необходимую страховку.

-Гребля по водохранилищу-на любителя,но если вы попадаете в сильный встречный ветер-это ад, если в шторм-это становится небезопасно, это надо учитывать при планировании маршрута.

-В сезон всегда есть возможность уехать на катере.

-Погода здесь может быть непредсказуема +25-30 и солнышко, а может все 10 дней лить дождь при 15 градусах, об этом тоже нужно помнить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2014 | All Rights Reserved | www.rznstr.ru