Федерация гребного слалома и рафтинга
Федерация спортивного туризма Рязанской области
Slide 1 jFlow Plus
Slide 2 jFlow Plus
Slide 3 jFlow Plus
Slide 4 jFlow Plus
Slide 5 jFlow Plus

Отчет Кулагина Гены

Реки Кольского полуострова

Проводящая организация

Туристический клуб «Мир приключений», г. Рязань

Даты проведения 26.04.17 — 11.05.17

Уровень воды – высокий.

Справочные сведения о путешествии

1) Категория сложности — 4 к.с

2) Район – Мурманская область, Кольский полуостров

3) Нитка маршрута:

г.Рязань-г.Кандалакша-р.Печа-р.Шовна-р.Западная Лица-р.Титовка-р.Кола-р.Колвица-р.Канда-р.Красненькая-р.Кутсайоки-г.Кандалакша-г.Рязань

Состав группы

№ Ф.И.О Год рождения Опыт Обязанности в группе

1 Кулагин Геннадий Александрович 1984 р. Дибанг 6У, р. Она 4Р, р. Риони-р. Цхиницкали 6У. Руководитель

2 Лапшин Алексей Александрович 1992 р. Уксуньоки 3У, р. Она 4У Рем. мастер

3 Трофимов Дмитрий Евгеньевич 1992 р. Калга 2У, р. Тумча 3У Казначей

4 Семененко Ирина Александровна 1991 р. Уксуньйоки 3У, р. Буг 2Р Завхоз

5 Лобанов Роман Викторович 1987 р. Кутсайоки 4У, р. Она 4У, р. Риони-р. Цхиницкали 6У Рыболов

6 Хомяков Андрей Александрович 1986 р. Башкаус-р. Чулышман 5У, р. Кодор 4У Хронометрист

 

График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения

26.05-

27.05 г.Рязань-г.Мурманск поезд

28.05 1 Стапель. р.Печа до п.Черная дыра 17 сплав

29.05 2 р.Печа-р.Шовна,переезд на р.Ура 3.5 сплав

30.05 3 р.Ура-переезд на р.Западная Лица 3 сплав

31.05 4 р.Западная Лица,п.5Падун-1Падун 14 сплав

01.06 5 р.Титовка п.Прорыв,п.Подушка 8 сплав

02.06 6 Переезд. Р.Кола,р.Кица 4 сплав

03.06 7 Переезд. Р.Колвица тренировка

04.06 8 Переезд р.Канда тренировка

05.06 9 Переезд на реку Красненькая. Стапель авто

06.06 10 р.Красненькая. Чертов мост-стрелка р.Красненькая с р.Онтонйоки 7 сплав

07.06 11 стрелка р.Красненькая с р.Онтонйоки-п.Оба-на р.Кутсайоки 6.5 сплав

08.06 12 п.Оба-на-Баня р.Кутсайоки 7 сплав

08.06-

10.06 Баня р.Кутсайоки-г.Алакуртти-г.Рязань авто поезд

 

 

Техническое описание маршрута

 

День 1 (28 мая)

Приехали в Мурманск в 9.30. На перроне нас уже встречал наш водитель — Женя. Быстро загрузились в машину (УАЗ буханка с прицепом), поехали на закупку продуктов и далее на р.Печа.

р. Печа

Приехали на р.Печа в 14.30. Отстапелились, сделали перекус и в 19.30 вышли на воду. Вода высокая, но паводка нет. Погода холодная 5-7 °С. Метров через 500 первая шивера. Вообще на этом участке реки несколько шивер, чередующихся с плесами. Сложность шивер до 2 к.с.

Порог «Блоха» (2 к.с.) Разгонная шивера на левом повороте, слив около 2 м через всю реку, слева и справа мощные бочки, язык левее центра с валами до 1,5 м, также есть улово по ЛБ. Осмотрели. Порог не представляет сложности, прошли походной колонной. На всём участке до п. Большой Падун старались как можно больше тренировать траверс, чалки на струе, скатывали экипажи.

Блоха

Порог «Большой Падун» (3 к.с)

 

Справа отвесный слив до 2 м, далее шивера, слева пологий слив длинною 15 м с мощной бочкой за ним высотой 1,5 м. Бочка через весь слив, с хорошей обраткой, выкидывает вправо. Далее выходная шивера с валами и бочками до 1 м.

Бол.Падун

 

 

Проходили порог по основному левому сливу. Главная задача была уйти на сливе вправо от основной мощной бочки. Все экипажи прошли порог успешно.Через полчаса были на п.Сюрприз.

 

Порог «Сюрприз» (4 к.с)

Длинная заходная шивера. Резкий уклон перед левым крутым поворотом, осмотр и страховка по ЛБ. Косой слив вдоль плиты ЛБ сразу перед левым поворотом, мощный вал до 2 м слева и косая бочка справа. Далее часть потока поворачивает влево и через 10 м ещѐ один небольшой слив влево под углом 90 градусов к основному сливу. Остальная часть потока идет прямо, через 10 м второй вал до 2 м и мощной бочкой за ним. Правее основного слива камень–плита, отделяющий канализацию, проходимую по нашей воде.

Порог с лихвой оправдывает свое название и действительно является сюрпризом. В лоциях, которые мы использовали, написано ,что осмотр порога нужно проводить по ПБ-это ошибка. Мы так и поступили. Также вопреки лоциям порог сложнее, техничнее и интересней, чем предыдущий порог «Большой Падун». С правого берега по высокой воде плохо

просматривается левая основная часть порога, правая часть – канализация – спортивного интереса не имеет, хотя проход был даже по нашей непаводковой воде.Осмотр и страховка только по левому берегу!

Решили ,что первые два ката пройдут на взаимостраховке, а последний кат страхуется с воды.

Кат-1 Лобанов Рома, Лапшин Леша. Прошли порог отлично, ровно зашли по центру, на хорошей скорости, пробив первую бочку, вал и выходную бочку.

сюрприз выходная

 

Следом кат-2 Хомяков Андрей ,Трофимов Дима зашли правее на малой скорости, катамаран закусило в бочке. После небольшой борьбы ребятам удалось выбраться кормой вперед, не успели довернуть до второй бочки и там немного развернулись, но, вовремя зацепившись, удачно вылезли.

сюрприз

 

Кат-3 Кулагин Гена,Семененко Ирина зашли немного левее, не зацепив первую бочку и развернувшись на валу, успешно ушли в левое улово от второй бочки.

Через 20 минут были на красивой высокой стоянке по ЛБ, перед порогом «Черная дыра». Там нас уже ждал с костром и горячем чаем наш водитель Женя. Здесь мы встали на стоянку.

 

 

 

 

День 2 (29 мая)

Утром позавтракали, сели на каты и пошли на противоположный берег для осмотра порога «Черная дыра».

 

Водопад «Черная дыра» (5 к.с.). Водопад в 200 м ниже шиверы. Перед ним плес, урез воды виден издалека. Осмотр по ПБ. Внимание: чалиться заранее, так как попадание в правую, основную протоку первой ступени опасно!!! Внизу большая глубокая мощная бочка. Двухступенчатый водопад в трёх протоках. В левой – рыбоход. Первая ступень средней протоки – водопадный слив с общим перепадом до 3 м, вторая ступень – пологие, неглубокие сливы по наклонной плите. После первой ступени можно уйти в правую протоку. В нашу воду в центральной части проход был невозможен из-за обилия камней.

В первой ступени правой протоки водопад справа 2 м с большой запертой глубокой бочкой. Через 5 м вторая ступень – сужающийся слив унитазного типа с 3 м косыми сбойками и бочками. Сложность порога зависит от уровня воды и выбора протоки в первой ступени. В нашу высокую воду правая протока первой ступени опасна, идти через бочку можно только на 4-х местном катамаране с хорошим экипажем.

Долго осматривали и решали, идти или нет. На прохождение согласились только Лобанов Рома и Кулагин Гена. Остальные встали на страховку и съемку. Первую ступень решили не ходить. В центре мало воды и непроход, справа — точно не для двоек. Решили спустить кат по острову, разделяющему эти протоки и стартовать из-под центрального слива. Задача была траверснуть к противоположному берегу, развернуться и по треку пробить косую сбойку. Расстояния до второй ступени мало, поэтому не успели уйти под самый берег, развернули носы на сбойку. Левый баллон попал в яму на сбойке, правый остался наверху и катамаран положило через борт. Выбрались на кат, поставили на ровный киль и зачалились на левый берег.

Черная дыра

Сдули каты, погрузили и поехали на р.Шовна

 

Р.Шовна

До Шовны от устья Печи ехать 20 минут по нормальной асфальтированной трассе. По ЛБ реки есть съезды с дороги верх и вниз по течению. Остановились около моста через реку. Пошли на осмотр. Участок начинается в 100 м выше моста и имеет полную длину 1,1 км. Ниже моста по ЛБ идет тропа, по которой удобен осмотр. До моста несложная шивера с валами и бочками до 0,5 м. Верхний участок решили не ходить, т.к спортивного интереса он не представлял, а подъезда не было, т.к дорога была завалена снегом. Ниже, в 100 м, начинается каскад.

Каскад (4 к.с). Представляет крутопадающую шиверу, которая начинается двумя подряд косыми сливами по 1,5 м с косыми бочками за ними и большим количеством обливных камней, зубьев, сливов и бочек около метра в остальной ее части. Плотность сливов и обливных камней высока.

шовна 5

Всего можно выделить около 4 сложных участков с идущими подряд сливами и бочками, между ними крутопадающая шивера. Уловов практически нет. Мы нашли одно пригодное улово для промежуточной чалки и отдыха. Осмотр обязателен!! Особенно на наличие упавших деревьев в русле! Каскад очень техничный. Необходима постоянная концентрация, работа и маневры. Чалок нет, поэтому всё идется сходу.

шовна

Осмотрели ключевые места, выбрали траекторию движения. Проходили всё походной колонной со взаимостраховкой. Прошли участок успешно, как планировали. После прохождения решили, что нужно ещё раз пройти участок. И начали заносится. Тропа не пропиленная, постоянно теряется. Обнос (по ЛБ) – сложный, занял у нас часа полтора. После уже не было особого желания идти еще раз и опять полтора часа продираться сквозь заросли по снегу.

ш.ш

Если вы собираетесь на эту речку, нужна большая вода и бензопила. Большая вода –отличный спортивный, динамичный участок. Бензопила – пропиленная удобная тропа заноса.

В 17.30 загрузились в машину и поехали на р.Ура искать стоянку. Река Ура находится севернее Печи на 200 км. И приехав туда, стало понятно, что до нужной нам стоянки с дровами на озере мы доехать не сможем. Все озера еще стояли в снегу, реки с течением были вскрыты. Грунтовые дороги напрочь занесены снегом. Даже для полноприводного УАЗа это было непреодолимое препятствие. Поэтому поехали искать стоянку дальше. Доехали до деревни Ура-Губа. Встали прямо напротив деревни на берегу Уры. Погода очень холодная, к вечеру небольшой минус, пошел снег. Дров нет совсем. Растет карликовая березка, осины и кусты. У нас с собой был запас дров ещё с прошлой стоянки, им и воспользовались.

 

День 3 (30 мая)

Поехали на р.Ура. С асфальтовой дороги идет отворот на грунтовую. Доехали до этого отворота и поняли, что там машина тоже пройти не сможет из-за обилия снега. Накачали каты и пошли по дороге пешком, волоча каты за собой на чалке. Снега много, идти тяжело.

снег

Местами проваливались по пояс. До реки 1.5 км. Сначала дорога читалась хорошо, потом свернув на сопку потерялась. Пришлось идти по направлению. Дошли до реки. Осмотрели, начали сплав.

Каньон (4к.с). Длина около 600 м. В начале каньона шивера с косой бочкой около метра, скидывающей под ЛБ, прижим к ЛБ.

ура каньон2

Далее шивера 50 м. За ней плес. Через 200 м водопад высотой 1,5 м, пологий слева и более крутой справа с заварным котлом под ПБ. Осмотр и страховка лучше по ПБ. Шли с взаимной страховкой с воды и страховкой с ПБ в районе котла.

ура вод

Ниже каньона шивера 3 к.с в нашу воду ничего интересного не представляла, особенно после Шовны.

Прошли каньон без происшествий. Ниже каньона, примерно через 3 км к реке подходит лесная дорога, по которой можно подъехать и на колесах выброситься. Но это не про нас. Мы были вынуждены выходить пешком. Поэтому сразу после прохождения шиверы вышли на ПБ и по высокому берегу пошли обратно, волоча каты и утопая в снегу. Этот путь был протяженностью 3 км.

Дошли до машины, погрузились и поехали смотреть водопад на р.Ура.

 

Водопад (5 к.с) Водопад высотой 4-4,5 м. Основной слив водопада рушится на мелководную наклонную плиту, скатывается по ней через зубья, на выходе бочка. Выше по ПБ есть обводной рукав, который, проходя вокруг сопки, выходит сразу за водопадом по ПБ, запирая тем самым выход потока из основного слива. В левой части водопада двухступенчатый слайд. Безаварийный проход возможен по наклонной плите левой части водопада. Но в нашу непаводковую воду плита была не залитой и от этого прохождения мы отказались.

водопад ура большой

 

 

Поехали на р.Западная Лица. Приехали на стоянку в Долине Славы. Время 18.30, но прохождение Пятого падуна решили перенести на завтра. Грести 2 км против течения или опять выходить по заснеженным полям на трассу сегодня уже никому не хотелось. Поэтому разбили лагерь. Дров опять нет. Снова работал наш запас.

 

День 4 (31 мая)

Утром встали, температура 3-4 градуса, быстро позавтракали и вышли на воду. Сегодня в планах пройти всю реку Западную Лицу от пятого до первого падуна.

 

Река Западная Лица

 

Порог «Пятый падун» («Свет в окошке») (5 к.с) Заходная, слаломная шивера 200 м с обломками скал в воде, обливными камнями, валами и бочками. Главная ступень – крутой трек вдоль ПБ, сперва слив более метра, за ним вал, левее к центру вал переходит в косую глубокую бочку, далее в прижим у скалы правого берега с отбойным валом, и основная струя, отражаясь от скалы, высоким косым сливом 4 м падает в глубокую косую бочку. По центру и слева две подряд ступени водопадного типа с общим перепадом около 5 м. По центру за первой и второй ступенями глубокие бочки. В 50 м ниже – гряда через всю реку образует сливы около 0.5-1 метр. Еще 50 м плеса и шиверка.

Осмотрели по ЛБ. Один катамаран занесли по ПБ в улово за основным сливом и поставили на страховку. Страховку спасконцом и съемку по ЛБ.

Лапшин А. и Лобанов Р. пошли первыми,они точно выдержали траекторию на заходе и успешно прошли порог, встали на страховку в улове ПБ.

5 падун

 

Вторыми пошли Трофимов Д. и Хомяков А. Ребята зашли немного правее и в основном сливе перевернулись. Андрея подобрала страховка, а Дима остался с катом и зачалил его самостоятельно.

Третий экипаж Кулагин Г. и Семененко И. решили не ходить по причине долгого выставления страховки на место. Тем более, что на этот порог у нас был отведен в запасе ещё день.

Через полчаса были на пороге Брызги шампанского (2 к.с.). Порог представляет собой по центру сливы с плит до 1 м, по ЛБ шиверу с глубокой бочкой, которая легко обходится, а под ПБ водопадный слив с 2 м. Прошли сходу походной колонной. По реке до следующего препятствия пришлось продолбить пару льдин, еще сохранившихся на плёсовых участках.

 

Порог «Четвертый падун» («Юковпорог») (3+ к.с.)

Длина порога 200 м. Начинается с невысокой около 0,7 м ступеньки. Где-то она представляет собой отвесный слив, где-то длинные гладкие языки. Основной слив порога расположен в 20-25 м ниже. Он имел высоту до 2 м и крутизну 20-40 градусов с бочкой внизу. Далее шивера метров 100 – 150. Осмотр по ЛБ. Проходили со страховкой с воды.

4 падун

 

Через 500 м порог Третий падун.

Порог «Третий падун» («Луза») (4 к.с.).

Ориентир — сужение долины и скальная стена на правом берегу. Зачалиться после плеса в бухточке у левого берега. Представляет собой разгонную шиверу, переходящую сначала в пологий слив, а затем в водопадный слив в скальном сужении высотой 2,5 м. Струя устремляется по центру после правого поворота. Правая половина реки не подходит для прохождения. Слева крутое падение высотой 3 м, под ним глубокая бочка. В центре слив более пологий, за ним мощная, но промывная бочка. Далее длинная шивера.

3 падун

Чалка и осмотр по ЛБ. Первый катамаран шел со страховкой спасконцами и далее вставал на страховку. Все катамараны прошли центральной частью.

3 падун 2

 

Порог «Второй падун» (4 к.с.)

Длина порога 300 м. Перед порогом мощная заходная шивера с валами более метра и бочкой. Далее шивера успокаивается. Порог за правым поворотом реки. Осмотр по ЛБ. Справа – в нашу воду мощная шивера с валом на входе до 1,5 м, далее мощные валы и бочки, за ними косые сбойки, сюда идет большая часть потока, далее прижим к скале ПБ с мощным

отбойным валом, переходящий в 1,5 метровый косой слив с бочкой внизу. По центру и слева порог делится на три ступени. Первая ступень сливы с 1,5 м разной крутизны, через 50 м вторая ступень – глубокая бочка почти на 2/3 реки от ЛБ, необходимо уходить в правую часть. В третьей ступени почти весь поток идет под ПБ, слева и по центру мелководные сливы с пологих плит. Можно пойти вдоль ЛБ мелководными сливами с плит.

Осмотрели, решили идти на взаимостраховке с воды. Береговая страховка малоэффективна. Траектория движения от ЛБ к ПБ, чтобы обойти длинную бочку второй ступени и за второй ступенью траверсом уходить в левую часть от навала к скале ПБ. Экипаж Лобанов Р. и Лапшин А. успешно справились с этим маневром. Кулагин Г. и Семененко И. не смогли перегрести струю после бочки и уйти влево, но подравняв носы, на скорости пробили мощный отбойный вал с прижимом к ПБ.

2 падун

Экипаж Хомяков А. и Трофимов Д. прошли по той же траектории. Через 15 минут подошли к порогу «Первый падун»

 

Порог «Первый падун» («Заборный») (5 к.с) Начинается разгонной дорожкой, потом подковообразный слив выпуклостью вниз по течению, высотой 1,8-2 метра и шириной метров 20, через 10 м еще один 2 м водоскат через каменную гряду. Первый слив в центральной части практически отвесен, сюда идет основная струя, под ним находится глубокая и заварная пенная яма. Справа слив утыкан камнями и плитами, образующими под сливом крутой петух, а затем череду сливов с плит с глубокими бочками. Слева под первым сливом косая бочка. За сливом второй ступени слева мощная бочка, а по центру глубокий котел.

Порог очень красив. Осмотрели с ПБ. Для катов справа проход крайне затруднителен. Перечалились на левый берег. С левого берега были проходы, но т.к уровень воды не паводковый, то на заходах оставалось много камней и мало возможности для маневра. Поэтому все экипажи решили обнести порог. Обнос сделали по ЛБ. И пошел долгожданный снег.

С недавнего времени заезд на мост через реку Западная Лица строго запрещен. И если раньше с пограничниками можно было договориться, то теперь всё поменялось, до моста доплывать было нельзя. Через 10 мин после первого падуна по левой стороне к воде подходит старое ограждение из колючей проволоки — это пограничная территория, за которую нельзя заходить. Впереди виден мост, на ПБ бетонные строения неизвестного назначения. Мы зачалились перед колючкой на ЛБ и пошли уже по привычному нам снегу, волоча каты, вверх на сопку. Троп нет, из-за обилия снега, кустов и деревьев, и подъема на сопку идти было сложновато. Через 1.5-2 часа, наконец, добрались до дороги, на которой уже давно поджидал нас наш водитель Женя.

Погода окончательно испортилась,не успев наладиться. Началась сильнейшая метель и подул пронизывающий неугомонный ветер. Погрузили каты, в 19.30 выдвинулись на р. Юринга.

К сожалению до р. Юринга около 5 км по проселку. Естественно, проехать мы смогли только 500 м, а дальше пришлось разворачиваться, дорога заметена.

В этот день из-за невозможности подъезда к стоянкам и полного отсутствия дров решили ночевать в хостеле, который располагался около моста через реку Титовка, в посёлке Старая Титовка, недалеко от Мельничного каскада. Ночёвка стоит 900 р. с человека (тёплые комнаты, постельное бельё, душ, кухня).

 

День 4 (1 июня)

Ну наконец-то сегодня началось лето, первое июня! Жаль, что природа об этом не догадывается. На улице около 0, идет снег и сильнейший ветер. Решили сегодня идти на р.Титовку. Начать прохождение с порога «Прорыв». Как обычно с трассы пешком 2 км по снегу, волоча каты. Дальше наш путь пролегал через крутой подъем на сопку. Но на сопках везде нависали снежно-ледяные шапки-карнизы. Пробежав метров 200 в сторону и поняв, что лучше места всё равно нет, начали проламывать снежную преграду. Проломив сбоку небольшую тропинку, поднялись наверх. Поднимали каты на морковках. Наверху – плато и просто бешенный леденящий и сбивающий с ног ветер. Прорвались до «Прорыва».

 

Порог “Прорыв” (4 к.с)

Ориентир – резкое сужение берегов, начинается каньон с высокими и отвесными скалами. Чалка к ЛБ. Створ 8-9 м. Кульминация – водопад 4-5 м. Разведка по тропе на ЛБ, весьма тяжелой при обносе. Внизу следующие 20 м вода подперта скалами по ПБ и ЛБ, за счет этого в чашке от ПБ и от ЛБ к центру пенные поганки, но вода постепенно уходит ниже.

Не знаю, почему в некоторых отчетах и лоциях можно встретить категорийность этого порога 5к.с или даже 5-6 к.с. Сложности он не представляет. На заходе — озеро, разгоняйся хоть за 50 метров, слив чистый, бочка мощная, но промывная, несмотря на перепад. После слива можно страховать с воды, также можно страховать спасконцом с левого высокого берега. После слива быстроток без шиверы.

Лобанов Р. и Лапшин А. сразу решили идти, Хомяков А. и Трофимов Д. сказали, что не пойдут и встали на страховку с воды за порогом после распадка. Кат спускали на веревках по наклонной плите ЛБ. Также поставили съемку и страховку спасконцом на ЛБ над порогом.Первый экипаж без каких-либо сложностей прошел порог.

прорыв

Экипаж Кулагин, Семененко отказались от прохождения. Ветер, и без того сильный, в этих скальных отвесных стенках разгонялся, как в трубе. Скрыться от него было практически невозможно. Поэтому после 40 минут ожидания на страховке и съемке заносить ещё один кат окоченевшими руками ради одного слива энтузиазма не было. Спустились за порогом.

Через 10 минут были на пор. Подушка.

Порог «Подушка»(3 к.с.)

Небольшой слив с бочкой около 1 метра за ним. Бочка промывная, далее валы до 1 м. Прошли сходу на взаимостраховке.

До того места, где река максимально близко подходит к дороге, идти около 3 км. Шли часа 1.5-2. Даже на входах в шиверу (языках), где течение заметно ускорялось, приходилось усиленно грести, иначе ветер сдувал обратно. К тому же началась метель, из-за которой видимость стремилась к нулю. Руки замерзали после пары-тройки гребков. Кое-как добрались до дороги, погрузили каты и даже без раздумий отправились на ночевку в хостел.

Вечером парни отправились смотреть Мельничный каскад. Мы с Ириной остались готовить ужин. За ужином ребята сказили, что решили не ходить Мельничный. Прогноз погоды не утешал — дальнейшее похолодание и усиление ветра в течение 4 дней. Это пришла «Моряна» — так местные называют ветер с Северного-Ледовитого океана. Решили завтра ехать на южные реки. Там хотя бы был нормальный лес с дровами и стоянками. Для прохождения выбрали участки рек Кола, Колвица, Канда.

 

День 5 (2 июня)

Утром собрались, загрузились в машину и отправились на юг. По дороге все сопки стояли в снегу. Мы решили, что если уж попали в зиму, то нужно её использовать по полной. Нашли сопку поснежнее, без камней и особой растительности. Отвязали, накачали каты, каски, спасжилеты и наверх. И в течение полутора часов устроили «снежный сплав» или снежный скат с горки.

горочки

горочки2

Были и снежные прыжки, и снежные кили. Забавное и достаточно экстремальное занятие.

Выдвинулись дальше. Приехали на речку Кола.

 

р.Кола

 

Каскад шивер (2 к.с.)

Забросились выше моста в г.Кола на 3,5 км.Объем реки кубов 150. Шиверы не представляют сложности. Валы до 2.5 метров. После шивер есть один порог-мощная глубокая бочка на ¾ реки, обходится легко ближе к левому берегу. В бочку на двойках лучше не попадать. По нашей воде безаварийный выход вряд ли возможен. Далее можно выделить ещё один порог-косые валы и прижим к скале ЛБ. Всё шли сходу на взаимостраховке.

Прокатили и поехали выше на порог 412

 

Порог «412» (2-3к.с.)

Расход реки в этом месте около100 кубов. Представляет собой шиверу протяженностью 1.3 км с валами до 1,5 м. Маневры среди обливников. Сходу на взаимостраховке. Особого интереса не представляет.

412

412 -2

Здесь уже значительно меньше снега внизу на земле (чего не скажешь о верхе – небе), чувствуется «южное дыхание». Здесь хороший хвойный лес, который дает дрова, тепло и защищает от неугомонного ветра. На стоянке были друзья нашего водителя Жени, тоже водники. У них сегодня открытие сезона. Встали недалеко от них.

 

День 6 (3 июня)

Утро, опять повалил снегопад. Собрались быстро. Ехать 300 км до р.Колвица. По дороге остановились на смотровой площадке на Кандалакшский залив. Пейзаж действительно завораживающий. Если будете в тех краях, обязательно остановитесь там и обязательно поднимитесь наверх на скалу полюбоваться этими магически-притягательными видами.

 

р. Колвица

Приехали на пор. Черный. Осмотрели. Пошли на прохождение.

 

Порог «Черный»(3 к.с.)

Мощная шивера с хорошим падением в скальном сужении длиной 200м. В начале порога обливные камни, в середине косой слив с бочкой. В конце порога жесткие валы и бочки следуют одна за другой. Мощность бочек к концу порога увеличивается. Сразу за последней бочкой справа остатки ряжевой стенки. Далее река разделяется на три шиверистые протоки, правая более полноводная.

Порог очень хорошо подходит для тренировок, чем мы и занялись. Проходили порог различными способами. Заранее выбирали траекторию, которой старались придерживаться. Основная цель тренировок — максимально использовать водные препятствия (струи, сбойки, бочки, валы, улова) для различных маневров. Проходили только на взаимостраховке с воды.

Далее за ЛП начинается водопад «Мельничный»

 

Порог-водопад «Мельничный»(4+ к.с.)

После окончания порога Черный русло разбивается на 3 протоки. В протоках каменистые шиверы. Левая протока резко уходит влево, образуя левую протоку Колвицкого Водопада. Правая протока шиверы делает дугообразный поворот налево и, соединяясь с центральной, переходят в правую протоку Колвицкого водопада.

Правая протока водопада состоит из 2х ступеней общим перепадом высоты около 7 м. Основной слив разделен скалой на 2 части. Справа более высокий водопадный слив (неровный, видны торчащие камни), под ним мощный котел. В левой части водопада каскад. Слив более ровный, падает на ступеньку, образуя мощную бочку. Со ступеньки идет полукруглый скат к ЛБ, справа поток частично сливается в котел под ПБ. За сливом очень мощная широкая бочка. Далее следуют наклонный подковообразный слив с бочкой под ним.

Основная струя непрерывной пеной идет по центру и справа. Поток уходит к ПБ пенными валами и через косой слив выходит пенной струей к соединению с левой протокой водопада. Далее идет шивера.

Во многих описаниях этот порог классифицируют 5 и даже 5-6 к.с. Ну не тянет он на такую категорию, по крайней мере в нашу воду, но порог техничный и интересный.

колвица

Кулагин Г. и Лапшин А. решили пройти порог.

Страховали с ПБ спасконцом и катом за порогом. Страховка по ЛБ спасконцом невозможна. Первая бочка проносная, зашли на небольшой скорости, здесь главнее точность захода. Вторая бочка мощнее, нужен разгон. Разогнались, зацепились. В бочке немного развернуло направо и из-за подпора притормозило, что дало нам возможность спокойно переместиться к правому берегу, справа обходя третью бочку. Далее выходная шивера.

 

У начала порога «Черный» красивая, просторная стоянка на ПБ. Там и разбили лагерь. Сегодня, наконец-то, потеплело до +6 и даже выглянуло пару раз солнышко.

 

День 7 (4 июня)

Ещё вчера на Колвице обнаружили пропажу спасжилета Ирины. Скорее всего, его забыли пристегнуть к катамаранам, и во время перевозки он вылетел из прицепа. Путь наш лежал через г.Кандалакша, там и решили попробовать купить спасжилет. Узнали, что в городе есть 3 рыболовных магазина, но т.к. было воскресенье, то первый был закрыт, во втором спасы закончились и третий тоже был закрыт. Вернулись к первому магазину. У соседей узнал номер телефона хозяина магазина. Созвонился, он сказал, что через 2 часа будет в городе и сможет продать нам спасжилет. Решили сходить на залив. Через 2 часа подошли к магазину, купили спас и поехали на реку.

Проезжая мост через р.Рябина, мы поняли, что из-за отсутствия воды не сможем её идти. Поехали на р.Канда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р.Канда

Порог-водопад на р.Канда.

канда вод

Река сужается с 50 до 20 м. Разгонная шивера, поворот направо, мощный косой метровый вал. По центру стоит петух, образованный сбойкой, за ним небольшая косая бочка и через несколько метров падение — водопадный слив 1.7 м, и от ПБ на 2/3 тянется глубокая бочка. Лишь у самого левого берега имеется промывная струя.

канда

В нашу воду бочка была не очень мощная,катамараны держала слабо. При более высоком уровне воды бочка становится жестче и мощнее. Устроили тренировку на реке. Заходы в улова в центре порога, буф бочки, действия экипажа в бочке, траверс бочки. Страховались с ЛБ спасконцом и с ПБ катамараном.

канда 2

По ЛБ на верху сразу за выходной шиверой порога есть хорошая, просторная стоянка. На ней заночевали.

 

День 8 (5 июня)

Утром выехали на р. Красненькая.

После съезда с асфальта началась гравийка. Дорога сначала была вполне проезжаема, но вскоре после отворота на озера наш УАЗик зарылся в снег и стало понятно, что сегодня мы не доедем до Красненькой. Как оказалось после, мы смогли проехать едва ли четверть пути. У Жени был запасной вариант на этот случай. Он связался с местным водителем Виктором, который обычно забрасывает группы на ГАЗ-66. Виктор сказал, что сможет приехать завтра утром. Доехали до моста через р.Тунцайоки и встали на стоянку. Здесь наша машина сопровождения и её водитель Женя, который за это время стал полноценным участником нашей группы, должны нас покинуть. Прощаемся. Перепаковываем продукты. Ужин. Сон.

 

День 9 (6 июня)

В 10.00 приехал Виктор на 66-ом. Каты завязали на крышу, погрузили вещи и поехали на реку. Утром распогодилось, светило солнце, заметно потеплело. Доехали до р.Красненькой в 14.00. Там уже стояла одна группа из Москвы. Накачали каты, погрузили вещи, сделали перекус и вышли на воду. Через пару перекатиков каньон Короткий.

 

Каньон Короткий (4 к.с.)

Длина препятствия: 350 м. Обнос и просмотр: по правому берегу до начала быстротока. Стоянка: неплохая стоянка по правому берегу перед заходом в порог, также в конце каньона есть плохенькая стоянка на две-три палатки. Уклон: около 20 м/км. Ориентиры: после сужения крутой левый поворот, видно скальное сужение, падение. Река входит в настоящий каньон с высокими отвесными скальными стенками высотой до 5-10 м. Вход в каньон в дальней левой части разлива. Каньон состоит из двух ступеней, разделенных короткой, каменистой шиверой. Заход в первую ступень на левом повороте. Все залито, если идти слева, то прижим к скале, по центру неприятная бочка, а справа образуется язык, затем под левым берегом слив в скальном сужении (ширина около 2,5 м, высота 0,7 м), за сливом держащая бочка. Далее прижим к правому берегу, после которого мощная бочка. За коротким плесом начинается быстроток с одним уловом под левым берегом,переходящий во вторую ступень каньона.

Характер берегов не меняется, все те же скалы и огромные каменные глыбы. Русло сжимается до 7-10 м. Перед входом в слив островок с кустами (около правого берега). Мощный слив через каменную гряду высотой до 1 м, слева бочка мощная и занимает 2/3 речки, а справа мощный поток, идущий вдоль правого берега навалом на правый берег, затем длинная горка с большими валами и общим падением до 3 м, косыми сливами через всю реку.

В конце довольно приличный слив с бочкой и выходная шивера. Далее большое озеро.

короткий

короткий 2

 

Осмотрели порог. Порог вообще «не короткий»! Решили идти с вещами. После первой ступени основная задача была уйти к правому берегу, чтобы не зацепить мощную бочку во второй ступени.

короткий 3

Страховали после первой ступени спасконцами, после второй катамараном и один спасконец ставили на бочку второй ступени. Все экипажи успешно прошли порог.

 

После выхода с Короткого на ПП маленький порожек 1к.с. с каменистым островом. Шли колонной, замыкающими были Андрей и Дима, и каким-то чудом они смогли задеть этот островок и найти на нем острый зубик, о который и распороли 60 см своего катамарана. Ну посмеялись, вышли на берег, быстро зашились и заклеились, благо что погода изменила к нам свое отношение, было тепло даже уже к вечеру. Ремонт занял около часа.

Далее много шивер и пороги «Каменистый», «Островной». Прошли всё с осмотрами, походной колонной на взаимостраховке.

 

 

Порог «Прыжок» ( 2 к.с.)

Высота слива около 2 м, бочка слабая. Осмотрели. Прошли по прямой по языку.

 

Порог «Щеки» (3+ к.с.)

Большой камень запирает мощный поток и сбрасывает его под левую скалу. В нашу воду вода залила камень и через него образовался вертикальный слив, который порождал вертикальный гриб, запирающий выходную часть порога. Струя была только возле левой скалы.

Вытащили вещи на тропу и пошли на прохождение.

Рома и Леша шли первыми. На заходе маленькая шивера. Ребята оттолкнулись от берега и пошли по струе. Неожиданно эта небольшая струйка прижала кат к скале ПБ. Секунд 30 катамаран держало в прижиме, пару раз Рома побегал со своего баллона на соседний и обратно, была опасность киля. Но вышли благополучно. Далее ребята четко зашли в основной слив, вовремя зацепились после слива на поганках и после небольшой борьбы вышли успешно.

щеки

 

Вторыми проходили Гена и Ирина. На сливе немного развернули носы вправо, чтобы точно уйти от скалы ЛБ, за счет этого вынесло немного правее и катамаран застрял на поганках. Через 2 минуты кружения по поганкам и тщетных попыток выбраться наконец удалось хорошо зацепиться за струю, идущую прямо у левой скалы и выйти из порога.

Третьими шли Дима и Андрей. На заходе слишком сильно повернули кат влево, задели левым носом скалу. Левый гребец остался на сливе, и его утянуло вниз, а вмести с ним и кат. Кильнулись.

щеки2

 

Андрей ушел самосплавом, ниже его подобрала страхующая двойка. Дима остался на катамаране, поймал и закрепил спасконец. К этому времени подошел Андрей. Вдвоем пытались вытащить кат с сидящим на нем Димой, но тщетно – поганки очень мощные. Кинули Диме веревку, он выбрался по ней на наш ПБ. Втроем наконец вытянули кат.

Оставшиеся два порога решили проходить уже завтра. Каты оставили сразу за Щеками. Обнесли вещи за порог «Горка» и там на озере встали на стоянку. Стоянка популярная, поэтому за дровами ходили далеко.

 

День 9 (6 июня)

Утром после завтрака собрали вещи, оставили их на стоянке, сами пошли к катамаранам для прохождения «Кавказского» и «Горки». Попутно осмотрели пороги, выбрали траекторию движения. Выставили страховку и съемку.

 

Порог «Кавказский» (4 к.с.)

Обнос и просмотр: осмотр обязателен по ПБ.

Длинная (более 200м) непрерывная цепочка порогов (сливов, бочек, прижимов).

кавказ

кавказ 3

Заходная шивера мощная, нужно маневрирование, чтобы не залезать в наиболее мощные валы и бочки. Первый экипаж прошел порог и встал на страховку в конце порога. Остальные 2 экипажа также успешно прошли порог.

 

Порог «Горка» (4- к.с.)

Сначала идет водоскат с перепадом высот 2-2,5 м и длиной около 8 м с небольшой косой бочкой и прижимом к скале ПБ. Угол падения около 45º. Левая часть русла забита камнями. Дальше идет мощная выходная шивера, заканчивающаяся косой бочкой у ЛБ. В выходной шивере уходили с правого берега на левый.

горка3

горка

 

 

Прошли порог походной колонной с взаимостраховкой.

Стрелка с р.Кутсайоки.

 

Порог «Сомнительный» (4 к.с.)

Осмотр и обнос по ЛБ. В пороге сначала два слива через все русло примерно по 1,5 м, разделенных быстротоком длиной около 7 м. Первая ступень почище ближе к центру, вторая — справа. После первого слива прижимает вправо к скале. В центре стоит зубец на которой идет поток. Затем крутой поворот направо с прижимом к левому берегу, слив около 0,7-1м, поворот налево и мощный косой бочкой на выходе.

Обнесли вещи. Выставили страховку за порогом, съемку на острове.

сомнительный

Шли штатно — первый экипаж после прохождения встает на страховку, далее идет второй, далее третий.

Первый экипаж Леша с Ромой в первую бочку вошли немного левее, из-за этого их развернуло и во вторую вошли полулагом, бочка немного закусила кат и развернула кормой вперед, но ребята зацепились вовремя и вышли кормой, далее развернули кат перед третьей бочкой и закончили прохождение.

сомнительный 2

Остальные два экипажа заходили правее и прошли всё безошибочно.

 

Порог «Муравейный» (3 к.с.)

Чалка к левому берегу. Ориентиры: резкий левый поворот. Слева пересохшая протока (по малому уровню воды), в большую воду здесь скальный остров, поросший лесом. На входе водная горка с множеством камней, затем слив 1 м в скальном сужении с отбойными косыми валами от скалы правого берега. Заход на «горку» по центру. Выход чистый. Слева за порогом улово. Шли сходу на взаимостраховке.

Порог «БСТ» (3 к.с.)

Осмотр по ПБ. Большой камень на заходе и множество мелких камней задают множество возможных траекторий прохождения. Осмотрели, проходили походной колонной.

Порог «Оба-на» (5 к.с.)

Водоскат в левой (основной части) русла и отвесный водопад в каменную чашу в правой части. На заходе косой вал, который сверху не кажется большим, но на деле катамаран накреняется прилично. Отбойный вал по центру от камня в основной плите (катамаран проходит поверх камня), отбой от двух камней по ЛБ — один в середине плиты, другой в самом конце. По низкой воде отбой несильный, и при неправильном заходе есть опасность налететь катамараном на второй камень.

В некоторых, особенно старых лоциях указан как 6 к.с., это неверно. Ничего сложного в прохождении водопада нет, хотя водопад действительно очень-очень мощный. Здесь главное правильно зайти, при правильном заходе можно поднимать весла вверх и ничего не делать. Скорость потока настолько велика, что попытки рулить на треке бесполезны, а скорость судно набирает такую, что без проблем пробивает основную бочку. В малую воду может быть опасен из-за нижнего вала, образованного отбоем от левой скалы, который может стать недостаточно сильным. А в большой паводок водопад неприятен своей мощью.

Страховку необходимо ставить по двум берегам или хотя бы на ЛБ, так как слева огромное улово с обратным подсосом под основной слив. Еще для его прохождения нужны крепкие нервы и крепкие суда. Вот с последними как раз и вышла накладка.

Занесли катамаран для страховки. Перечалили на ПБ. Выставили страховку неправильно -только на ПБ, отсюда удобнее перекрывать выходную струю спасконцом. Первый экипаж -Рома и Леша.

Оба-на

 

Ребята точно зашли, слились по треку и удачно пробили основную бочку на выходе. Дима и Ирина от прохождения отказались, поэтому решили пройти сборными экипажами. Один кат остался на страховке, второй занесли на прохождение. Пошли Рома и Андрей, зашли точь-в-точь как и в прошлый раз, но после попадания в основную бочку кат перевернулся, причем во время переворота из левого балона вылетел поддув полностью.

оба-на 2

 

 

Катамаран начало крутить в улове ЛБ. Ребята зацепилсь за остатки ката, когда судно по кругу подошло наиболее близко к берегу, Рома отцепился и вплавь добрался до берега. Андрей остался в воде, держась за один оставшийся на плаву баллон.

Оба-на 3

 

Несколько раз его подтаскивало под слив, выплевывало и опять по большому кругу улова подсасывало под слив. Страховочная двойка перечалилась на ЛБ и к этому времени Андрей очередной раз проходя мимо берега сделал рывок и доплыл, там ему помог выбраться Рома. Далее отловили остатки судна, весла и отдельно плавающий поддув. Гандолу катамарана распороло от носа до кормы. На днище была небольшая царапина и от этой царапины, от мощного гидроудара шкура просто «взорвалась». Не выдержал катамаран второго прохождения.

Зашивали 6 часов, пошли спать в 5 утра.

 

 

 

 

День 10 (8 июня)

 

Проснулись в 10. Завтрак. Сборы, в 12 были на воде. Совсем распогодилось — солнце и тепло. Подошли к водопаду «Маманя». Обнос в большинстве описаний указан по ЛБ, там же мы нашли остатки троса, которого уже давно нет.

Маманя

 

По ЛБ тропа плохая — обносить неудобно. Начали обнос. Рома с Лешей решили перечалить два пустых ката и обнести их по ПБ. Как оказалось, по ПБ тропа намного лучше. Итог: обнос Мамани по ПБ. Обнеслись, сделали перекус и пошли до порога Тесный.

 

Порог «Тесный» (4 к.с.)

Чалка к правому берегу. Есть тропа обноса и стоянка. Ближе к концу порога есть стоянка. Также примерно за 100-200 м до Тесного справа каменистый выход на ПБ среди травы — от него тропа поднимается на полку, небольшая стоянка. Ориентиры: русло реки сужается скальными выступами, впереди по курсу большой камень, перегораживающий реку. От водопада Маманя до порога Тесный 25-30 минут сплава по плесу. В нашу воду можно выделить две ступени.

1-я ступень порога — в сужении посередине камень, проходили справа. Далее навал на камень, от него уходили влево.

тесный

2-я ступень — слив с бочкой на 2/3 ширины реки, слева пологий язык, шли по нему. Проходили порог по очереди, страховали спасконцами после первой ступени и катамараном с воды после второй.

тесный2

Все экипажи прошли порог успешно.

Через час пятнадцать были на бане. Опознать это место не состовляет труда. Справа и слева большие поляны. Справа на берегу беседка и баня. Зачалились слева, туда подходит дорога. Антистапель, просушка, сборка вещей, последний ужин на реке. Утром следующего дня придет машина до Кандалакши.

Контакты водителей

Евгений Лапшин — машина сопровождения, советы опытного каякера и местного гида. Постоянный помощник и полноправный участник группы. Телефон 89052945288.

Виктор – ГАЗ-66, УАЗ-буханка, осуществлял заброску и выброску на р. Кутсайоки. Телефон 89113228580.

 

 

Выводы и рекомендации

 

Оптимальные сроки для проведения спортивно-тренировочного похода в этой местности – конец мая-начало июня. В это время паводок обычно уже начинает сходить. По такому уровню воды описанные участки рек имеют наибольший спортивный интерес. Температура поднимается до 15 градусов, а иногда и более. К сожалению, в этом году погода запоздала на месяц.

Рядом с реками есть автомобильные дороги – асфальтовые и грунтовые. Удобнее всего перемещаться на машине сопровождения. Участки рек и пороги разнообразны и интересны. Есть возможность для обкатки порогов и тренировок.

 

 

 

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2014 | All Rights Reserved | www.rznstr.ru