Федерация гребного слалома и рафтинга
Федерация спортивного туризма Рязанской области
Slide 1 jFlow Plus
Slide 2 jFlow Plus
Slide 3 jFlow Plus
Slide 4 jFlow Plus
Slide 5 jFlow Plus

Отчет по р. Кереть и Белому морю

ОТЧЕТ

О прохождении водного туристско-спортивного маршрута третьей категории сложности по Карелии, совершенном группой туристов города Рязани по реке

Кереть и Белому морю

в период с  30.07.20 по 07.08.20

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА 9/4

РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ: Ильичев Павел Игоревич

ipav6073@gmail.com

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ Рязанской области рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю ТРЕТЬЕЙ категории сложности.

Рязань

2020 г.

  1. Паспорт спортивного похода.

1.1 Проводящая организация:

Туристы из Рязани

Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54. (910) 900- 65-15

e-mail: ryazturclub@mail.ru

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 9/4 выдана ТСМКК Федерации спортивного туризма Рязанской области ТССР. Шифр МКК 162-00-444650000

1.2 Район путешествия: республика Карелия

 

1.3 Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения Уровень воды
Общая Ходовых дней
Водный Третья 119 сплав

 

9 6 С 30.07.20 по 7.08.20 г.

 

Средний

 

 

1.4 Подробная нитка маршрута: г. Рязань –автомост через у озера Нюкки-река Кереть-Белое море-Чупинская губа-поселок Чупа- г. Мурманск

 

 

1.5 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута (река Кереть)

 

Вид препятствия Категория трудности Длина препя-тствия, км Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) Путь прохождения локальных препятствий.
Порог Кривой-1 3 0,4 Шивера, осложненная в средней части подводными плитами, пересекающими все русло, заломом по левому берегу и прижимом к нему, опасно острыми для оболочек осколками камней в удобных для прохождения сливах (район залома). Основные элементы препятствия: подводные и надводные камни, открытые короткие водяные ямы (до 0,5м), прямые невысокие короткие валы до 0,6м, прижимы. Падение не менее 3 м Сложный судовой ход. Вход по центру, затем уход по левый берег, в районе залома переход под ПБ. Выход по центру. Осмотр ЛБ (в описании – осмотр ПБ).
Порог Мураш 3  

 

 

 

 

 

 

0,7

Шивера, осложненная плитами, перегораживающими все русло в конце первой части порога и в середине участка между 1–ми 2–м поворотами. Основные элементы препятствия: подводные и надводные камни и гряды камней, прямые и косые валы высотой до 0,8м, прижимы, ярко выраженные границы струй с разными скоростями, ряжевая стенка, короткие открытые водяные ямы. На выходе, несолько левее середины, два обливняка. Падение не менее 5 м. Вход многовариантный. Проход 1–й плиты – по центру или под ЛБ. Далее – по центру с уходом под ПБ для прохода 2–й плиты. После последнего поворота– ближе к ЛБ, затем уход от каменной обливной гряды на центр. Выход многовариантный. Осмотр, страховка и фото – видео съёмка – с ЛБ
Порог Долгий,  1-я ступень 3 0,2 Обязателен просмотр, ЛБ Манёвр с центрального захода к ЛБ, прохождение через бочку 0.8 м
Порог Долгий, 2-я ступень 3 3,2 Шивера средней сложности с большим количеством обливных камней, подводные и надводные камни и гряды камней, разбросанных в хаотическом порядке. Прохождение парами и тройками с взаимной страховкой. Осмотр бесполезен из-за отсутствия явной струи и хаотичности поведения потока на протяжении препятствия. Хорошо читается с воды
Порог Варацкий 3  

 

1,2

Шивера, осложненная подводной плитой, расположенной в конце первой трети порога, и крутопадающая на завершающей части порога. Основные элементы препятствия: короткий водоскат и водопадный слив – оба высотой в пределах 0,7–0,9 м, короткая глубокая водяная яма 0,9м, прямые и косые валы высотой до 0,8 м, сильные прижимы, ярко выраженные границы потоков различной скорости и направления, сшибка струй, подводные и надводные камни. Важные моменты характеристики порога – концентрация почти всех перечисленных элементов и отсутствие участка тихой воды между основной плитой и последующей крутопадающей шиверой. Падение не менее 5 м Вход по центру, проход основной плиты водоскатом вдоль острова через косой вал 0,7м и бочку 0,9м, далее сложный судовой ход, требующий маневра меж камней через валы до 0,7м около 200м. Прохождение вдоль острова – 3-4 к.с. Возможен проход по сливу ль ЛБ (сложный заход на струю – нужно выстависть сигнальльщика). – 3 к.с. Возможен обход основной плиты рукавом между островами и ПБ, но мелко и много камней – 2 к.с.. Осмотр ЛБ и с острова
Порог Краснобыстрый 3 0,4 Шивера, осложненная плитами, пересекающими все русло. Основные элементы препятствия: короткие водоскаты, прямые и косые валы высотой до 1 м, короткие водяные ямы открытого типа, подводные и надводные камни, сильный навал концентрированной струей на обливной камень под ЛБ. Падение не менее 3,5 м Сложный судовой ход. Осмотр ЛБ. Заход по центру, затем уход под ЛБ через косой вал 0,6м и косую бочку 0,7м, затем к центру с маневром от крупного обливника под ЛБ через бочку 0,8м между центром и ЛБ и через водопад. слив на выходе до 1м
Порог Масляный 3 0,4 Шивера. Основные элементы препятствий: подводные и надводные камни, прямые валы высотой 0,5 м. Общее падение 3 м. Сложный судовой ход. Осмотр ЛБ или ПБ.
Порог Колупаевский 3 1,2 Шивера, осложненная подводной плитой с надводным выходом в начале порога. Сложный судовой ход. Промежуточные чалки для осмотра. Осмотр ЛБ или ПБ.
Порог Кривой-3 3 0,7 Шивера, осложненная подводной плитой с надводным выходом в начале порога. Основные элементы препятствия: прямые и косые валы высотой более 0,5 м, короткие открытого типа ямы, прижим, галечный нормальный перекат. Падение не менее 6 м. Вход от центра в обход валунов под ПБ через слив 0,8м. затем к центру и под ЛБ через валы и бочки до 1м. Выход по центру с уходом от прижима ЛБ. Осмотр по ПБ.
Порог Морской(Керетский) 3 0,8 Крутопадающая шивера. Основные элементы препятствия: подводные и надводные камни, прямые валы до 0,7 м, короткие открытого типа ямы. Падение не менее 10 м. Сложный судовой ход. Заход по центру, затем маневр между очевидными и скрытыми обливниками в центральной и левобережной частях потока. Выход с маневром от ЛБ к ПБ. Зависит от прилива–отлива в самом конце шиверы.

 

  1. Ф.И.О., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников.

 

Фамилия, имя, отчество Г/р Место работы, должность, телефон Домашний адрес, телефон Туристский, перевальный и высотный опыт

(перечислить походы по данному виду туризма, а при необходимости — и по другим видам, с указанием вида туризма, участие/руководство, района, категории сложности, высоты и т. п.)*

 

Обязанности

в группе

(и распределение по средствам передвижения)

1 Ильичев Павел Игоревич 04.02.

1988

ГБУ РО ОКБ Семашко плотник-столяр

 

г. Рязань, ул. Княжье поле, д. 23 к 1, КВ 652 89537316073 Пра-1у, Пра-1р ПВД, Чирко-Кемь 2р Руководитель байдарка 3-1
2 Ильичева Светлана Олеговна 08.10.

1988

Парикмаер, парикмаерская

Ле Мари

 

г. Рязань, ул. Княжье поле, д 23 к 1,КВ 652 89537401242 Пра 1у, Чирко-Кемь 2у Байдарка 3-1

 

Отчет сдан  в библиотеку Рязанского туристского клуба, размещен на сайте  http://www.taganok.ru

  1. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна.

После прохождения в 2019 году рек Муезерка и Чирко- Кемь, хотелось продолжить изучение рек Карелии, при этом несколько усложнив маршрут в плане порогов, по отношению к прошлому году. Поэтому была выбрана река Кереть. Также привлекала простота заброски. Планировали добираться до реки на машинах, после похода поехать в Мурманск. Для осуществления этих планов, Кереть- идеальная река. Плюсом к этому послужило то, что последние 35 км маршрута проходят по Белому морю, где очень красивые пейзажи.

Еще, к достоинствам этой реки хочется отнести то, что несмотря на отдаленность от населенных пунктов, на маршруте достаточно много возможностей аварийного выхода.

  1. Справочные сведения о районе похода

Маршрут пролегает в самой северной части Республики Карелия Российской Федерации.

Вся эта территория представляет собой всхолмленную равнину с абсолютными высотами до 500 м с многочисленными крупными и мелкими озерами и болотами.

Район лежит в зоне тайги и лесотундры. Леса в основном хвойные из сосны и ели, из лиственных пород встречаются береза, осина, ольха. В лесу много ягод и грибов. В реках и озёрах ловится рыба: щука, окунь, плотва, язь. В районе велись и ведутся лесозаготовки, поэтому в самых неожиданных местах можно натолкнуться на действующие или брошенные временные поселки лесозаготовителей, лесовозные дороги, узкоколейные железные дороги, полусгнившие километровые столбы на берегах рек, полуразрушенные плотины в истоках рек, если они вытекают из озер. Основные населенные пункты сосредоточены около крупных рек, каналов, шоссейных и железных дорог. Часто можно встретить брошенные деревни, расположенные далеко от путей сообщения.

Климат района умеренно континентальный. Наибольшее количество осадков выпадает зимой и осенью. Лето умеренно теплое, хотя возможны короткие периоды высокой (до +30®С) температуры. Гораздо вероятнее похолодания (днем до +7- 10®С)

Все реки района относятся к карельскому типу. Этот тип рек характеризуется короткими, часто мелкими, крутыми каменистыми порогами, разделенными глубокими и широкими, почти без течения, плесами. Пороги приурочены к выходам в русло коренных пород. На небольших реках часты лесные завалы. Питание рек смешанное, снего- дождевое. Реки имеют высокое весеннее половодье, переходящее к массовому туристскому сезону (июль-август) в устойчивую летнюю межень. Меженный уровень может быть низким в сухое или высоким в дождливое лето. Реки доступны для сплава на байдарках с середины июня до середины сентября.

Из крупных животных довольно часто можно увидеть оленей и лосей; лисы, волки, медведи из -за высокой активности человека встречаются гораздо реже. Разнообразен мир птиц: утки, дятлы, дикие гуси, чайки, кулики, трясогузки видны постоянно. Особенно славится здесь рыба: в реке и озерах ловится плотва, окунь, щука, язь, уклейка; в море-треска, зубатка, «бычок»,камбала. В период подъема красной рыбы на нерест (июль-начало сентября) в реке может попасться горбуша и форель, реже -сиг и семга, вытесняемые завезенной с тихого океана менее прихотливой и более примитивной горбушей. Лов рыбы на реке строго запрещен, и никаких лицензий на него взять нельзя. Туристы ловят на свой страх и риск.

Маршрут начинается в районном центре Лоухского района -пос.Лоухи, где есть магазины с достаточным набором продуктов, почта и электросвязь. Кереть — река на самом севере Карелии, протекает по территории Лоухского района, берет своё начало из озера Кереть,точнее — Петриярви на высоте 88 м, впадая в Белое море на высоте, естественно 0 м. Длина реки от истока до впадения в море — 80 км. Площадь водосборного бассейна — 3360 кв.км. Средний уклон межозерных участков — 1.3 м/км, хотя в порогахх достигает 15 м/км. Расход воды у истоке 15-20 куб.м./сек, в устье — до 80 куб.м./сек. За счет того, что в истоке р.Кереть расположено крупное озеро, вода даже с сухое лето падает медленно, поэтому даже в августе воды чаще всего достаточно для похода. Река очень популярна у туристов, чистая вода, красивейшая природа, выход в Белое море. Падение реки на всем ее протяжении равномерное, все пороги шиверистого типа, больших падунов нет, но в большую воду довольно сложные, скорость потока очень велика, камней хватает, бывали случаи, что ломали даже полиэтиленовые байдарки. На Керети разводят сёмгу, поэтому всякая рыбалка запрещена, хотя разве за всеми туристами уследишь…

Следует иметь в виду, что, хотя движение по дороге Санкт-Петербург-Мурманск и

примыкающим к ней оживленное, остановить любую машину практически невозможно в связи с нежеланием водителей. Поэтому выбраться или заброситься можно исключительно по договоренности, а в случае чрезвычайного происшествия рассчитывать следует лишь на себя.

На середине маршрута есть лишь один населенный пункт, где хотя бы теоретически  можно пополнить запас продуктов, подзарядить аккумуляторы и т.п.-это станция Кереть (3 км на север от ж.д. моста по колее после пор. Сухой). На станции (так называется сам населенный пункт) живут не более 30 человек. В связи с отсутствием работы, школы, магазина, отопления в панельном доме деревня постепенно вымирает.

Уже в море на пути следования встречаются деревни Кереть и Чкаловский.

Маршрут можно закончить  в поселке Чкаловский, в дер. Ниж. Полунга  или дойти до Чупы .

Стоит остановиться на ночевку или на перекус на южной стороне о.Олений губы Чупа.

Ориентирами являются мощные отвалы розовой породы. Здесь, в 100 м вглубь острова расположен заброшенный карьер, где некогда добывали слюду. В карьере пресная вода, а отвесные стенки до 30 м высотой очень оригинальны и отнюдь не напоминают техногенный пейзаж. Из Ниж. Полунги в Чупу можно без проблем найти извозчиков

 

  1. Описание маршрута

Марщрут известен уже давно. Категория сложности маршрута оценивается 3 к.с. Проходит по территории Карелии. Носит линейный характер с удобной заброской и достаточно комфортной выброской. Все препятствия на маршруте носят четко выраженный локальный характер. Исключением является порог Долгий, его длина составляет более трех км.

  1. Варианты подъезда и отъезда.

Существует несколько вариантов заброски. Так как мы ехали на машине, то для нас был удобен следующий: доехав до автомобильного моста после озера Нюкки ( это примерно в 12 км от автодороги «Кола»), после чего, разгрузив вещи, и оставив Свету собирать байдарку, повез машину в место антистапеля, в поселок Чупа. Это примерно 50 км по хорошей асфальтированной дороге. Там оставил машину на стоянке у Юрия, с кем предварительно договорился ( номер телефона Юрия 89215236608). Он же отвез меня к месту стапеля. Трансфер стоит 3000 рублей. Стоянка автомобиля входила в стоимость. Этот вариант очень удобен, так как мы финишировали в 500 метрах от нашего авто. А дорога на автомобиле до Юрия и обратно заняла не более полутора часов. Да и за сохранность машины не приходилось переживать, потому что мы ее поставили на частной территории. Про отъезд много писать не буду.

Дошел пешком до машины, забрал ее, подъехал к берегу, где мы, загрузив вещи, и выпив чая отправились в Мурманск.

 

  1. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.
  2. Сняться с маршрута можно у ж.д. моста около ст. Кереть (за пор.Сухой).
  3. По договоренности можно доехать/уехать автотранспортом до/от авто мостов Лоухи- Кестеньга, Чупа- Плотина, Чкаловский- Плотина и из рыболовецкой бригады на пор. Морской.
  4. От устья р. Кереть до пос.Чупа в дер. Кереть можно заказать катер.
  5. От поселка Чкаловский до Чупы.
  6. В Чупу от дер.Ниж.Полунга можно без проблем взять фургон..

 

  1. 10. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден без его изменений в установленные сроки. Был изменен состав участников, в последний момент сын ребят, которые планировали идти вместе с нами, попал в больницу, поэтому они не смогли пойти. Поэтому мы прошли маршрут вдвоем.

 

  1. График движения.
Дата День

пути

Участок пути

От и до

Длина пути, км Чистое ходовое время, ч. Определяющие препятствия на участке Способ передвижения/

погода

30.07 1 Рязань-Вологда 900 11  

Автомобиль.

31.07 2 Вологда-а/м у озера Нюкки-стоянка ПБ за озером Петриярви     800/10        10/2 Встречный ветер на озере Автомобиль/байдарка. Небольшой ветер.
01.08 3 Стоянка ПБ за озером Петриярви-стоянка ПБ за порогом Мураш 25 6 Пороги Щелевой, Мураш. Байдарка, переменная облачность.
02.08 4 Стоянка ПБ за порогом Мураш-стоянка ПБ за порогом Долгий 20 6 Порог Кривой-2,порог Долгий Байдарка, переменная облачность
03.08 5 Стоянка ПБ за порогом Долгий-Стоянка ЛБ перед порогом Павловский 17 6 Пороги Варацкий,Краснобыстрвый, Масляный Байдарка, переменная облачность
04.08 6 Дневка  

Баня/солнце

 

05.08 7 Стоянка ЛБ перед порогом Павловский-остров Олений  

25

 

        6 Пороги Колупаевский,Кривой-3, Морской Байдарка, переменная облачность.
06.08 8 Остров Олений-поселок Чупа-Мончегорск 21/180 5/3 Встречный ветер, шторм Байдарка,шторм. Автомобиль,солнце.
07.09 9 Мончегорск-Мурманск 180 3 Ремонт дороги  

Автомобиль

 

Принятые в отчёте сокращения:

ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;

ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;

крПП, крЛП – крутой правый поворот, крутой левый поворот;

ЧХВ – чистое ходовое время – время движения без учёта остановок;

  1. Техническое описание прохождения группой маршрута.

 

30.07-31.07  В четверг, 30-го июля в 12:00 выехали из Рязани. Изначально планировали поход впятером с друзьями, но в последний момент у них положили ребенка в больницу. Из-за этого у них поездка сорвалась. Мы со Светой решили не отменять поход. Правда пришлось в среду, поздно вечером, перетряхнуть большинство вещей, выложив лишнюю теперь еду, которую мы рассчитывали на пятерых. При этом пришлось положить некоторые вещи, которые изначально должны были брать ребята. И вот, пере настроившись, мы отправились в дорогу. Решили ехать через Владимир. Дорога неплохая, мало машин, да и пейзажи красивее, чем по московской трассе.

31-го числа, в 10:00 приехали на место стапеля (мост после озера Нюкки, слева, после моста очень удобное место). Вместе с нами собирали свои плав средства около пяти групп.  Мы оперативно разгрузили вещи, после чего я повез машину на стоянку, к месту нашего антистапеля, в поселок Чупа. Света осталась собирать байдарку и готовить суп. Пока отвозил машину, выпадали кратковременные дожди, поэтому хотелось уже поскорее поставить лагерь, но, чтобы встать на стоянку, мы планировали пройти озеро Петриярви, так как мы не хотели ставить лагерь на месте стапеля, там было очень людно, и постоянно кто-то приезжал и уезжал.

Фото 1: Стапель. Сбор байдарки.

 

И вот, в 16:00 мы встали на воду. Прошли, как и планировали, около двух часов. Встали на стоянку сразу за островом, после озера Пертиярви, на правом берегу.

Фото2 : Марта отдыхает после тяжелых суток на машине.

Фото3 : Наш первый лагерь

 

     К вечеру погода разыгралась, нас это очень обрадовало. Но долго сидеть в этот вечер сил не было, дорога на машине сильно вымотала. Поэтому, поужинав, легли спать около 21:30.

1.08 Подъем в 8:00. Температура воздуха 13 градусов, выглядывает солнце. Завтрак из кабачковых оладий. После долгих сборов, встаем на воду в 12:00. Сразу за левым поворотом встречаем первый порожек, это разминка перед порогом Щелевой. Проходим его без особых проблем. Сразу за ним порог Щелевой. Вышли на ЛБ, для его осмотра. Прошли по струе. Вскоре за порогом Щелевой, порог Кривой-1.

Фото4 : Заход в порог Кривой-1

Далее попадаем в озеро Долгое. Войдя в него, нужно держаться прямо, хотя, возможно интуитивно, кому-то захочется уйти направо. Часа через полтора, после входа в озеро Долгое, появляется порок Керчуг. Порог типа «Горка», примерно метров 150. проходится сходу, по центру.

Фото5 : Сразу после порога Керчуг.

Пройдя порог Керчуг, попадаем в одноименное озеро. Нужно держаться вдоль правого берега. С озера Керчуг начинается цепь озер и плесов, они сменяют друг друга на протяжении примерно 15 км. Линия прохода по ним очевидна. Очень красивые пейзажи, да и с погодой везет, ярко светит солнце. В 16:00 встаем на обед на озере Травяное.

Примерно в 18:00 начинается цепь порогов, которые заканчиваются порогом Мураш. Осматриваем его с ЛБ. Решаем на брать с собой в этот порог собаку. Проход по центру, по струе. На выходе из порога, немного левее центра, два незаметных в нашу воду обливняка, мы «поймали» оба. На последнем, у нас из-за этого переломился алюминиевый киль на байдарке, набрались водой до краев. Но байдарка тест прошла, она не перевернулась и не утонула, и мы спокойно причалили к берегу, а позже, вылив воду, доплыли и до стоянки на правом берегу. В итоге начали разбивать лагерь в 19:15. Киль у байдарки починили довольно быстро, была переломлена трубка муфты, которая крепила киль в середине. Это оказалось наиболее слабое место у байдарки Хатанга-Тревл. Сейчас, уже дома, я нашел и поставил на это место более толстую трубку, чем заводская, это значительно увеличивает прочность киля.

Фото7 : Стоянка за порогом Мураш.

 

   2.08  Подъем в 8:00. Температура воздуха 14 градусов. Ночью были проблемы с собакой, сначала она половину ночи дрожала, даже зубы бились друг о друга, а вторую половину ночи, когда уснула, во сне сильно скулила. Это сильно мешало спать. Мы поняли, что у нее был сильный стресс из-за того, что мы ее пустили по берегу, она подумала, что ее оставили. Стало понятно, что остальные пороги, даже сложные, придется проходить с ней. На воду вышли, уже как обычно, около 12:00. Первым по пути был порог Сухой. Ориентир- мост автомобильной дороги «Кола».В нашу воду не представлял трудностей, течение очень слабое, главное вовремя замечать подводные камни, и обходить их. Далее, часа через два был порог Кривой-2. Проходится по струе, маневрируя между камней. Ближе к концу дня был порог Долгий. Учитывая вчерашнюю поломку байдарки, а также выявившуюся особенность нашей собаки, то что она не может без нас бежать по берегу, мы решили перенести 30 метров первой ступени порога. В нашу воду это был перепад, около 1,5 метров, содержащий в себе множество камней.

Фото8 : Первая ступень порога Долгий.

Следующую часть порога, которая начинается от острова, находящегося в ста метрах от первой ступени, прошли на байдарке. В нашу воду, как нам показалось, и спрашивая людей на маршруте, мы поняли, что уровень воду был средний, прохождение порога Долгий, было несколько шкуродерным. Весь порог, его протяженность 3,2 км, состоит из несильного течения, в котором нужно маневрировать между камнями. Через 30 минут, после того, как прошли порог, мы встали на стоянку, примерно в 19:00.

Фото9 : Стоянка за порогом Долгий. ПБ.

3.08    Подьем в 8:00.  Позавтракав, в 12:00 встали на воду, примерно минут через 30 дошли до порога Варацкий. Зачалились для осмотра слева.

Фото10 : Порог Варацкий

Из-за собаки решили пройти порог справа от острова. Это не намного легче, так как в правую протоку сложнее войти, потому что нужно перед островом выйти из течения реки, также правая протока изобилует большим количеством камней, из-за которых приходилось постоянно маневрировать. Но в ней не было приличных, для байдарки водяных петухов, которые могли бы смыть собаку в воду.

Еще через 30 минут вошли в очень живописное озеро Варацкое. На выходе порог, шиверистого типа, сходу, по центру. Еще через 20 минут порог Краснобыстрый. Как нам показалось, это самый динамичный порог на реке. Чалка слева. В силу того, что не было возможности выставить страховку, потому что нас было двое, ну и конечно же из-за собаки, приняли решение перенести порог.

Фото11 : Порог Краснобыстрый.

 

Фото12 : Перенос на пороге Краснобыстрый.

 Далее, до конца дня было еще несколько порогов. Из наиболее запоминающихся, две ступени порога масляный, особенно вторая, в ней каменная плита перегораживает всю реку, образуя слив, высотой около полуметра. Проходили без осмотра, по струе, маневрируя между камней. Встали на стоянку около порога Павловский в 19:10.

4.08. Дневка.  Чинили байдарку, ловили рыбу, правда ничего не поймали, как обычно, видимо это не наше. Зато набрали сыроежек, и получилось очень вкусное блюдо, жаренные с луком сыроежки с вареной картошкой в мундире. Делали баню, отдыхали.

Фото13 : Дневка.

 5.08. Подъем в 8:00. В 11:00 встали на воду. Порог Павловский прошли по левой протоке, она более узкая, но там меньше камней. Следом, минут через 15 был еще один порог. Следом идет порог Колупаевский, показался очень приятным и спокойным, Сходу, по струе, маневрируя между камнями, совершая около четырех поворотов, вместе с течением реки.

Далее, минут через 10 порог Кривой-3. Очень интересный порог, состоящий из двух участков, протяженность обоих около полутора км. Осмотр справа.

Фото14 : Порог Кривой-3

            

 Далее, примерно через час порог Морской. Очень интересная мощная шивера. Чалка слева, там же нужно осуществить перенос рыбацких сетей. На выходе из порога сделали запас пресной воды и вышли в залив Белого моря. Погода благоприятствовала, поэтому в этот день прошли значительно больше, чем планировали. И встали на стоянку на острове Олений, который мы обошли слева.

Фото15 : Стоянка на Белом море

Фото16 : Карьер на острове Олений

Фото17 : Готовим макароны с тушенкой.

Фото18: Крайний выход на воду.

6.08   Подъем в 8:00. В 11:00 встали на воду.

Переменная облачность, встречный ветер но достаточно тепло. Видели тюленей, к сожалению часть фото не сохранилось. Изначально планировали еще одну ночевку на острове Ярославль, но решили за сегодня доплыть до Чупы, и провести лишний день в Мурманске. Но на острове Ярославль мы всё таки побывали. Через три часа сплава, не дойдя до этого острова 150 метров, попали в сильную, за несколько секунд разыгравшуюся бурю. Поднялся сильнейший встречный ветер и пошел сильный дождь, сбивающий дыхание. Пришлось около 30 минут бороться со стихией, стоя на одном месте, держа нос лодки по ветру, чтобы метровые волны не перевернули ее. После чего мы вышли таки на названный остров, где перевели дух, выпив, заранее приготовленный горячий чай из термоса. Дальше было солнце, и ветер совершенно утих. В 16:30 мы прибыли в поселок Чупа. Антистапель проводили у лодочной станции, откуда до нашей машины было около 500 метров.

Фото19 : Вот и закончилась водная часть нашего похода. Здравствуй цивилизация.

Загрузили машину и, попив чая, поехали в Мурманск, до которого оставалось менее 400 км. И в  2:00, 7.08 мы прибыли на место.

  1. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др.объектов на маршруте.

Село Кереть.

На левом берегу – село Кереть. Официально село считается нежилым, но в настоящее время оно активно возрождается фермерами. Происхождение названия села имеет несколько объяснений. Оно может происходить от саамского слова «гиера» — верхушка, макушка, верховье реки или же от саамского «керет» — кережка (саамские сани в виде лодки). Возникновение Керети относят к концу XV — началу XVI вв. Кереть всегда была богатым селом. Здесь проходил торговый путь из Поморья в Швецию. Историком Соловецкого монастыря Досифеем Кереть упоминается в связи с примечательным событием — произошедшим в 1542 году землетрясением. В XVI веке Кереть становится вотчиной Соловецкого монастыря, в ней возводится укреплённый острожец. Интересно, что село не раз попадало в мясорубку военных действий. В сентябре 1589 года финский отряд Пекки Весайнена разорил Кереть. В 1590 году отряд регулярной армии шведов численностью 700 человек сжег Кереть повторно. В июне 1854 года, во время Крымской войны, английский десант ограбил Кереть, сжег соляные амбары.

В начале XVIII в Керети было открыто волостное отделение Кольской таможни. В 1837 году Кереть посетил финский фольклорист Элиас Лённрот. В своем дневнике он писал: «Основной промысел жителей Керети — рыболовство. Начиная с середины марта до конца мая через Кереть тянутся обозы. Едут люди в Кандалакшу и оттуда к Ледовитому океану на рыбную ловлю и зверобойный промысел. Рыбак за сезон может заработать 100 — 200 рублей. Они либо работают для себя, либо нанимаются. В более состоятельных домах имеется от 300 до 1000 сельдянок (бочонков), которые продают в Архангельске по рублю за сельдянку. В 1933 г. в Керети организован рыболовецкий колхоз «Красный рыбак». В селе были клуб, 8-летняя школа, больница, пекарня, магазин, библиотека. По данным переписи 1959 года Кереть имела статус посёлка городского типа и население 1085 человек.В конце 1960-х гг. рыбный промысел стал приходить в упадок. Колхоз «Красный рыбак» стал разваливаться. В связи с увеличивающимися трудностями по доставке леса был закрыт лесозавод. По распоряжению властей в селе закрыли школу, больницу, магазин, пекарню, библиотеку. Был ликвидирован Керетский сельский совет. Население расселили по другим населенным пунктам (Лоухи, Чупа, Кемь)                                                            Сегодня Кереть — это десяток полуразрушенных изб, в зависимости от времени года заросших густой травой по пояс или занесенных снегом. Летом в Кереть наведываются немногочисленные дачники. Зимой живёт несколько человек.

14,15,16. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).

Сплав осуществлялся на байдарке Хатанга-3 Тревл. Это байдарка с надувными бортами, имеющая жесткий алюминиевый киль и шпангоуты. Длина плавсредства 4,8м.  У группы имелся ремкомплект, аптечка, тент 4×8, котелок, сковорода, ножовка.

Река семужная: ловится хариус, форель, семга, щука, горбуша. Надо только подобрать блесну, чтобы она не срывалась. Нам  не удалось поймать ни одной рыбы, видимо это не наше! Лов семги и других ценных пород рыб производится в соответствии с действующими Правилами любительского и спортивного рыболовства во внутренних водах Мурманской области.  На протяжении всего маршрута мы нигде не встречали рыбнадзор.

Ягод  и грибов в этом году  было немного. Погода, в целом была неплохая, температура днем была от 11 до 17 градусов, ночью от 7 до 10. Ветра были, но не сильные, встречались даже попутные. Кульминацией непогоды стали 30 минут шторма на море, где были и ветер и дождь.. В остальном погода радовала.

17 В состав ремнабора входили клей для ПВХ( 3 тюбика), наждачная бумага, обезжириватель, материал для заплаток, иглы и капроновая нить, армированный скотч.

В состав аптечки входили йод, бинт, перекись водорода, анальгин, аспирин, цетрамон, таблетки от кашля, средства от диареи, азитромицин

4.8. Стоимость проезда, питания, снаряжения, средств передвижения.

Переезд Рязань-озеро Нюкки  7000

Трансфер из Чупы и стянка авто   1500 ( изначально 3000,но мы нашли парня, которому также нужно было ехать от Чупы к месту стапеля, поэтому здесь получилось сэкономить, мы с ним разбили цену пополам)

Питание в походе и в дороге 8000

Дорога обратно( мы обратно ехали не сразу, я считаю дорогу обратно также, как и туда) 7000

Итого: 23500

О походе сделан небольшой фильм, который можно найти по ссылке:

https://drive.google.com/file/d/1-4erLrKwsfZNZuwVOdgzERDv7YROvQwa/view?usp=drivesdk

 

4.9. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.
1.Маршрут по реке Кереть   интересен в туристском отношении: препятствия соответствуют 3

третьей категории сложности, красивая природа.  К его достоинствам относятся, удобство подъездов- отъездов.

  1. Маршрут не отягощен заповедниками, заказниками, национальными парками и т.д.

3.Рассчитывать на  пополнение продуктов нельзя.

4.Поход проходил в первой половине августа,  на маршруте было встречено  большое количество групп. Проблемы с выбором места ночевок не было. В этом году не было комаров и мошки.
5. Пройдены все определяющие препятствия маршрута, кроме первой ступени порога Долгий, и порога Краснобыстрый.

4.Река   Кереть нерестовая и лов рыбы разрешен только по лицензиям. Мы с рыбинспекцие не встречались.

5.Уровень воды средний. В такую воду прохождение многих перекатов и порогов первой и второй кс осложнено большим количеством камней в русле. Практически невозможно их пройти, не цепляя дном камни.  Нужно быть внимательными, особенно на каркасных судах, которые особенно уязвимы к прорывам от камней. На маршруте пополнить запасы продуктов негде. Ягод и грибов в этом году мало.

  1. Маршрут можно отнести к 3 категории сложности и рекомендовать к прохождению подготовленным группам при достаточном опыте и соответствующем снаряжении. Набор и сложность определяющих препятствий соответствуют заявленной категории сложности.

 10.Литература

Отчет о водном туристском походе 3 к.с.  по р.Кереть под рук. Хлопенковой Л.В., 2017г

Отчет о водном туристском походе 3 к.с.  по р. Кереть под рук. Котельникова Б., 2013г

 

 

 

 

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2014 | All Rights Reserved | www.rznstr.ru