Федерация гребного слалома и рафтинга
Федерация спортивного туризма Рязанской области
Slide 1 jFlow Plus
Slide 2 jFlow Plus
Slide 3 jFlow Plus
Slide 4 jFlow Plus
Slide 5 jFlow Plus

Отчет по реке Кереть т/к «Theleos» РязГМУ

ОТЧЕТ 

О прохождении водного туристско-спортивного маршрута третей категории сложности по Карелии, совершенного группой туристов т/к «Theleos» РязГМУ по реке КЕРЕТЬ в период с 31.07.2019 по 11.08.2019

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА  _31/4
РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ
МОЛОДЦОВ
АРТЕМ СЕРГЕЕВИЧ

 

  1. Паспорт спортивного похода.

1.1 Проводящая организация: Туристский клуб «THELEOS» РязГМУ им.акад. И.П.Павлова при поддержке рязанского туристского клуба.

Адрес:390000, г. Рязань, Почтовая, дом 54. (910) 900- 65-15

e-mail: ryazturclub@mail.ru

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 31/4

 1.2 Район путешествия: Республика Карелия, Лоухский район

 1.3 Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части, км Продолжительность Сроки проведния Уровень воды
Общая Ходовых
Водный Третья (3) 100 11 8 31.07-11.08 Высокий

1.4. Подробная нитка маршрута: г. Рязань – г. Лоухи – оз. Нюкки – р. Кереть – Белое море – п. Чкаловский – п. Чупа – г. Рязань

1.5 Карта.

1.6 Определяющие препятствия р. Кереть

Вид препятствия К.с. Длина, км Характеристика

 

Путь прохождения
Порог Кривой-1 2 0.4 Шивера, осложненная в средней части подводными плитами, пересекающими все русло, заломом по левому берегу и прижимом к нему, опасно острыми для оболочек осколками камней в удобных для прохождения сливах (район залома). Основные элементы препятствия: подводные и надводные камни, открытые короткие водяные ямы (до 0,5м), прямые невысокие короткие валы до 0,6м, прижимы. Падение не менее 3 м Сложный судовой ход. Вход по центру, затем уход по левый берег, в районе залома переход под ПБ. Выход по центру. Осмотр ПБ
Порог Мураш 3 0.7 Первая ступень — входная слабая шивера. Вторая ступень — короткий слив с плиты высотой 0,6 м под ПБ, по центру бочка 0,7м — прямой крутой вал высотой 0,7-0,8 м, далее быстроток, подводные камни. ЛБ — ряжевая стенка. Сужение русла до 15 м. В конце ступени, перед ЛП на 90° — большое улово у ПБ. Третья ступень: 350-метровая трековая шивера, с ПП на 90° в середине. Сужение русла в скальном коридоре до 18 м. Движение по центру, затем правее центра (валы и бочки до 0,5м). Прижим к ЛБ в районе поворота — несильный. Перед поворотом — слив с плиты 0,6м и невысокий косой вал 0,6 м. После поворота — сложный судовой ход, камни в русле, необходимость ухода от гряды у ЛБ, на которую сильно наваливает струей. Два камня на выходе замаскированы стояками, сразу за ними обливняк у ЛБ. За порогом хорошая стоянка на ПБ. Проход 1–й плиты – по центру или под ЛБ. Далее – по центру с уходом под ПБ для прохода 2–й плиты. После последнего поворота– ближе к ЛБ, затем уход от каменной обливной гряды на центр.
Порог Варацкий 3 1.2 Осмотр с ЛБ, с ПБ и с острова. Порог состоит из трех ступеней. Первая — простая, глубокая входная шивера. Валы по центру до 0,4м. Вторая — надводная плита через всю реку; трещины разбивают ее на четыре острова, три из них выстроены в ряд от ЛБ к ПБ, а четвертый образует с третьим колонну, вытянутую вдоль ПБ. Между ПБ и островами рукав, мелководен и требует проводки судов — в зависимости от уровня воды. Протоки между 2-м и 1-м островами и ЛБ непроходимы в малую воду. Основная протока между 2-м и 3-м островами. В ней косой, водопадный слив под 2-м островом, 2 косых вала 0,6 м и бочка 0,8 м, короткий слив под 3-м. Высота в пределах 0,7-0,9 м. Через несколько метров большой подводный камень в небольшой бочке (с воды не виден) обходить слева.

Наиболее интересный участок порога – слив у острова.

Третья ступень — сильная выходная шивера, которая начинается сразу же после нескольких островов. Валы и бочки до 0,7 м по всей ширине русла, много камней. Протяженность шиверы более 0,6 км. Ближе к концу шиверы а/м высокий мост, за ним мелководная шивера 150 м.

 

Вход по центру, проход основной плиты водоскатом вдоль острова через косой вал 0,7м и бочку 0,9м, далее сложный судовой ход, требующий маневра меж камней через валы до 0,7м около 200м.
 

Порог Краснобыстрый.

3 0.4 Осмотр по ЛБ. Порог образован шестью последовательно расположенными плитами. К первой плите ведет простая 200-метровая шивера. После последней плиты выходная средней сложности 100-метровая шивера. Сливы с плит расположены в шахматном порядке. Три последних слива идут каскадом, переходя друг в друга; падение на этом участке около 1,3 м. После входной шиверы слив под ЛБ с валом 0,4м и пенной бочкой 0,5м. Ближе к ПБ — второстепенный мелководный слив с бочкой 0,6 м., потом 80 м быстротока, затем небольшая бочка ближе к ЛБ 0,7 м. За ней навал на валун под ЛБ и второй слив через каменную гряду от ЛБ к центру 0,7 м. На выходе валы по центру до 0,5 м. Сложный судовой ход. Осмотр ЛБ. Заход по центру, затем уход под ЛБ через косой вал 0,6м и косую бочку 0,7м, затем к центру с маневром от крупного обливника под ЛБ через бочку 0,8м между центром и ЛБ и через водопад. слив на выходе до 1м.
Порог Морской 3 0.7 Падение не менее 10 м. Ориентир: сети и строения по ПБ. Представляет собой крутопадающую шиверу с валами и бочками до 0,6 м. Много обливных подводных камней. Сложные условия для страховки. Наиболее сложная (наибольший уклон) средняя треть порога. Сложный судовой ход. Заход по центру, затем маневр между очевидными и скрытыми обливниками в центральной и левобережной частях потока. Выход с маневром от ЛБ к ПБ.

 

2.Ф.И.О., адрес, телефон руководителя и участников

 

№      п. п. Фамилия, имя,

отчество

Год рожде-ния Место работы (полное наименование,      должность телефон) Домашний адрес, телефон

 

Опыт
1 Судаков Александр Ильич 1999 студент РязГМУ леч. ф-т, 3 курс г. Рязань Пра 1к.с. –У, Тумча 3 к.с. –У, Кура-Риони-Цхенисцкали 4к.с -У, Мста- 2

к.с. – У, Муезерка-Чирка-Кемь – 2 к.с. –У, Пра 1к.с. — Р

 

2 Молодцов Артем Сергеевич 1991 ООО «Восстановление – Ока» г. Рязань Мажой+Чуя – Катунь, 6к.с – У, Кутсайоки – Тунтсайоки – Тумча, 4к.с. — Р
3 Папкова Ксения Сергеевна 1994 Ординатор 2 года, кафедра дерматовенерологии РязГМУ г. Рязань Пра 1к.с. –У, Тумча 3 к.с. –У, Кура-Риони-Цхенисцкали 4к.с-У, Муезерка-Чирка-Кемь – 2 к.с. –У
4 Чекрышова Галина Игоревна 2002 НСОШ № 3, г.Новомичуринск Пра,1к.с- У
5 Кудишин Сергей Сергеевич 1989 ЗАО МПК «КРЗ», инженер-электроник г. Рязань Пра 1к.с.-Р,Муезерка-Чирка-Кемь 2 к. с.- У,Мста 2 к.с. – У, Тумча 3к.с. – У, , Кура-Риони-Цхенисцкали 4к.с -У
6 Остроухова Елена Владимировна 1996 Студент РязГМУ, 5 курс 25 группа лечебный ф-т, г. Рязань Пра 1к.с.-У
7 Мельникова Александра Михайловна 2000 Студентка РязГМУ, леч. Ф-т, 2 курс г. Рязань Пра 1к.с.-У
8 Клейменов Олег Владимирович 1994  студент РязГМУ леч. ф-т, 4 курс, г. Рязань Пра 1к.с.-Р,Муезерка-Чирка-Кемь 2 к. с.- У,Мста 2 к.с. – У, Тумча 3к.с. – У, Кура-Риони-Цхенисцкали 4к.с -У
9 Толстихин Юрий Александрович 1989 МОГБУЗ «СУСУМАНСКАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА», г. Сусуман, Магаданскаяобласть, Пра 1к.с.-Р,Муезерка-Чирка-Кемь 2 к. с.
10 Олейник Алина Юрьевна 1995 ООО «Прайм» Г. Рязань, ул. Пра 1к.с.-У, Мста 2к.с. — У
11 Васин Артур Игоревич 1996 Студент РязГМУ Обл. Липецкая, р-н Липецкий, Пра 1к.с. — У
12 Дубяга Валерия Ивановна 1997 Студент РязГМУ  

 

Пра 1к.с.-У, Мста 2к.с. — У
  1. Общая смысловая идея похода.

Общей смысловой идеей похода являлась популяризация спортивного туризма среди студентов РязГМУ, их подготовка к более сложным маршрутам, а так же просто желание побывать на живописной карельской реке.

  1. Справочные сведения о районе похода.

Маршрут пролегает в самой северной части Республики Карелия Российской Федерации.

Район лежит в зоне тайги и лесотундры. Леса в основном хвойные из сосны и ели, из лиственных пород встречаются береза, осина, ольха. В лесу много ягод и грибов. В реках и озёрах ловится рыба: щука, окунь, плотва, язь.

Климат Карелии умеренно-континентальный с чертами морского. Весна на юге Карелии наступает в середине апреля, но возврат холодов возможен и в мае.

5.Описание маршрута.
Маршрут проходил по реке Кереть и по Белому морю.

Кереть относится к рекам горнотаежного типа, относительно многоводна и широка, уровень воды меняется не так резко, как у других карельских рек за счет большого аккумулятора воды, как озеро Кереть, из которого она вытекает. Этой особенностью отличается и ряд других рек Карелии, когда озеро или система озер собирает сток многих рек, отдавая свои воды уже одной большой реке. По характеру питания р. Кереть принадлежит к смешанному типу, получая воду за счет дождей, болотных и грунтовых вод, таяния снегов.

Средний уклон межозерных участков реки составляет 1,3 м/км, хотя на последнем пороге – Керетском (он же Морской, он же Заборный) падение реки составляет 15 м/км.

Пороги и препятствия на Керети (их около 30 в зависимости от уровня воды в реке) отличаются многоводностью и большой шириной. Последнее делает их сложными и интересными: приходится часто маневрировать в пороге, что требует высоких спортивных навыков.

  1. Варианты подъезда и отъезда.

Добраться до Лоух можно на поезде. Есть варианты поездов из Рязани и из Москвы. На станции можно попытаться договориться с местными водителями, но мы заранее заказали микроавтобус. Вариантов начала маршрута 3:

Сниматься с маршрута можно в п. Нижняя Полунга, п. Чкаловский, п. Чупа

7) Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Возможны варианты окончания маршрута в п. Чкаловский и в п. Нижняя Полонга. Сняться с маршрута можно в п. Кереть перед впадением реки в Белое море. Еще раньше можно сняться в местах пересечения реки и автомагистралей: у порогов Варацкий и Колупаевский.

8) Изменение маршрута и причины.

Руководителем было решено закончить маршрут в п. Чкаловский, так как был риск не успеть на поезд

9)График движения

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
02.08 1 Мост – пор. Щелевой 9 Сплав
03.08 2 Пор. Щелевой – пор. Мураш 20 Сплав
04.08 3 пор. Мураш – пор. Кривой-2 20 Сплав
05.08 4 Пор. Кривой-2 – пор. Варацкий 10 Сплав
06.08 5 Пор. Варацикй – о. Колупаевский 18 Сплав
07.08 6 О. Колупаевский – о. Горелый 12 Сплав
08.08 7 О. Горелый – о. Олений 11 Сплав
09.08 8 О. Олений – п. Чкаловский 1 Сплав

 

10)ДНЕВНИК ПОХОДА
Техническое описание.
31.07. – 01.08 Поезд в 17:38. Сбор у вокзала в 16:30. Добрались до станции Лоухи на следующий день в 22:50 без происшествий. Встретила маршрутка. За 300 рублей с человека доехали до «поляны туристов» на оз. Нюкки. Там встретились с двумя членами нашей группы, которые приехали на день раньше.

Рязань

Станция Лоухи

02.08. Стапель. Вышли в 15:00. Проплыли оз. Петриярви. Перед оз. Нижняя Ламба шивера. Ориентир – остров. По озеру около 1.5 км. Вскоре река поворачивает на запад и начинается порог Щелевой, 2 к.с., состоит из 3 ступеней: первая простая шивера, вторая – слив с прижимом к правому берегу, завершает порог бочка. Сразу за порогом стоянка по левому берегу. На ней и встали в 18:30.
Перед отплытием

 

Пор. Щелевой

03.08. Вышли в 11:00. Через 600 метров порог Кривой, 2 к.с. Представляет собой шиверу с несколькими поворотами. Осмотр по правому берегу. Через 1.5 км река впадает в озеро Долгое. На выходе из озера порог Керчуг – короткая и несложная шивера. За ним слева стоянка. Встали на обед в 14:30. Сильный ветер, но по плану дойти до Мураша. Прошли озера Травяное, Нижняя Ламба и Варламово. После последнего через 3 километра порог Белый клык, 2 к.с. Состоит из 4 ступеней, в конце стоянка по левому берегу, и почти сразу порог Мураш, 3 к.с. Прошли оба порога без осмотра. Сразу за ним стоянки по обоим берегам. Встали на правом берегу в 20:00. Много уток.
Пор. Кривой-1

Пор. Мураш

А за ним стоянка…

И вкусные блины
..


04.08. Вышли в 11:30. Черз 1.5 км сплава по реке – озеро Новое. Идти от мыса к мысу, за третим выход из озера. Через 2.5 км спокойного сплава порог Сухой, очень мелко. Через 1 км от начала порога а/м мост трассы СПб-Мурманск. Через 2 км после порога река впадает в озеро Осиновое. Идти вдоль правого берега. Через 3.5 км к 17:40 дошли до порога Кривой-2. Сразу за ним стоянка на левом берегу озера. По соседству стояла группа из Брянска, познакомились и решили идти вместе.
Озеро Кривое

05.08. Вышли в 15:00. Покидаем озеро Кривое, вскоре река поворачивает на В-СВ. Затем несколько островов, которых обошли, держась левого берега. Через 300м порог Долгий. Проплыли 7 км и остановились перед порогом Варацкий, хорошо оборудованная стоянка на левом берегу, там же осмотр. Решили заночевать и идти утром.
Пор. Варацкий


06.08. В 11:00 после осмотра прошли п. Варацкий. Ниже порога через 0.4 км начинается 1.5 км участок островов. Проходим между островами и правым берегом. Через 1 км река впадает в озеро Варацкое. На выходе из озера порог Карешка. Прошли без осмотра. Через 0.3 км от конца порога над водой ЛЭП. Ниже ЛЭП река начинает расширяться, превращаясь в небольшое озеро. По левому берегу протока вход в порог Краснобыстрый. Осмотр по левому берегу. Перекусили и начали прохождение. Через 0.5 км после порога остров, обошли его по правому берегу. За ним река разливается озером Масляное. В его конце еще один остров, обошли по правому берегу. Там порог, представляющий небольшую шиверу. Через 0.5км еще один порог. Еще через 0.4км порог Масляный. Простая шивера, но в середине порога плита через всю реку, а с нее водопадный слив. В бочке застряло байдарочное весло, достать не удалось. Через 1.5 км остров с хорошей стоянкой. Но она была занята. Огибаем остров справа, там несложный порог. Через 0.5 км порог Павловский, прошли без осмотра. Через 1км порог Колупаевский, протяженностью 1.2 км. За ним перед мостом встали на левом берегу. Закончили сплав в 18:20.
Пор. Варацкий. Прохождение

Пор. Краснобыстрый

07.08. Стартовали в 11:30. Под мостом порог с бочкой, которая легко обходится по обеим сторонам. Через 1км порог Кривой-3. За порогом большая стоянка по правому берегу. Через километр группа островов и порог – простая шивера. Через 3 км озеро. В его конце строения рыбоучетного пункта и порог Морской. Перед порогом перекус, набираем пресную воду в бочки – за порогом Белое море. Проплыли примерно 3км и встали на западном берегу острова Горелый.

08.08. Вышли в 12:00. Идем до о. Олений. Ветер благоприятный. В 18:40 встали на стоянку.
09.08. Дошли до Чкаловского. Антистапель.

Маршрутка приехала в 18:00. В 21:00 были на станции Чупа. На станции много туристов, познакомились, поделились впечатлениями о реке. Поезд в 23:59. Проводницы отказались везти каяк из-за негабарита. Уговорили их довезти его хотя бы до Петрозаводска. Утром 10.09 выгрузили каяк в Петрозаводске. Его отправили транспортной кампанией.

11.08. В 6:58 прибыли в Москву. На вокзале встретила машина и отправились в Рязань.

11) Потенциально опасные участки (препятствия) на маршруте
1) Опасность представляют определяющие препятствия – пороги
2) Нужно учитывать возможность непогоды на море
12) Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация)
12.1) Характеристика средств сплава.
Сплав осуществлялся на 2 катамаранах четверках, 2 катамарнах двойках и каяке.
К4- самоделка. Имел по два независимых внутренних поддува на одну сторону баллона. Рама дюралевая Д16Т разных размеров трубы четыре продолины с выжимными трубами плюс пять поперечин. Диаметр наружный от 40-45мм, стенка трубы от 1.5-2.5мм. Ширина рамы 230см. Наружняя оболочка — теза, капрон. Внутренний баллон — «1542». Обьем 2.2м3.
К-2- производства «Рафтмастер» в штатной комплектации. К-4- производства «Рафтсервис» «Нарын 400».
К-2 – производства «Тритон»
Каяк — каркасный
12.2) Список общественного снаряжения
Тент общественный 3х4 м-
3 шт Котлы 3 шт по 20,10,2 литров каждый
Комплект обвязки, карабинов, веревка 20 м 10мм, веревка 10 м 10мм
Пила лучковая
Топор 1 шт.
Помпа 4 шт.
Весла запасные 5 шт.
Видеокамера 1 шт.
Палатка 4 шт.
Морковка 4 шт.
Гитара 1 шт.
Навигатор GPS 1 шт.
Ремнабор комплект
Аптечка комплект
Ремнабор Аптечка
Теза 0.5 м Штуцера 2шт Левомицетин 10 табл Наколенник 2 шт
Резина 0.5 м Пряжки к рюкзакам Фестал 20 таб Левомеколь 1 шт
Нитки 50м капрон Стропа 2 метра25 мм Аспирин 10 таб Пантенол 1 шт
Иголки 6 шт Спички 10 коробок Супрастин 10 таб Троксевазин 1 шт
Ножницы Изолента Пенталгин 10 таб Шприцы 5 шт
Бензин 0.2л Ножовка по металлу Имодиум 10 таб Ампульные препараты (лидокаин,анальгин,димедрол , адреналин,преднизолон)
Ацетон 0.2 Запасные болты для катамаранов(по размеру) Ципролет500 20т Клей БФ 1шт
Оргстекло Капли глазные Ножницы
Клей резин 0.2л Спирт 0.1л Валидол 10 таб
Клей Уран 6шт Зеленка 1фл Бинт стерильный
Шило Йод 1фл Пластырь 1шт
Скотч водостойкий Перекись 1фл Бинт эластич 2 шт
ИТОГО 2,5 кг 2,5кг
12.3) Состав аптечки и ремнабора

12.4) Питание в походе.
Питание в поезде осуществлялось с помощию подручных продуктов. В походе питание было централизованным. Затрак, перекус, ужин. Большая часть продуктов была куплена в Рязани, оставшаяся часть куплена в «Пятерочке» в п. Лоухи. Дежурства были суточными и назначались по экипажам.

13.) Стоимость похода
№№ Статьи расходов На одного туриста
1 Поезд Рязань– Лоухи — Рязань 7000
2 Багажные билеты Рязань-Лоухи-Рязань 100
3 Трансфер 600
6 Питание маршрут 3000
8 Прочие расходы 1500
ИТОГО 12000

14) Итоги, выводы и рекомендации
Река Кереть хорошая и живописная река 3-ей категории сложности. Достаточно спокойная, чтобы насладиться красотой Карелии, и имеет достаточно интересных порогов, чтобы не заскучать. Возможность выхода в Белое море добавляет этому маршруту свой неповторимый шарм. Маршрут был пройден по большой воде, определяющие пороги при предварительном осмотре не вызвали затруднений. Туристы в первый раз, побывавшие в Карелии, были в восторге, а значит цель популяризовать спортивный туризм среди студентов РязГМУ выполнена.

 

 

 

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2014 | All Rights Reserved | www.rznstr.ru