Федерация гребного слалома и рафтинга
Федерация спортивного туризма Рязанской области
Slide 1 jFlow Plus
Slide 2 jFlow Plus
Slide 3 jFlow Plus
Slide 4 jFlow Plus
Slide 5 jFlow Plus

Туристский клуб «THELEOS» РязГМУ, отчет по рекам Тунтсайоки-Кутсайоки-Тумча, Крупнов Роман.

ОТЧЕТ №_1374__

О прохождении водного туристско-спортивного маршрута третьей категории сложности по Кольскому полуострову, совершенном группой туристов города Рязани по рекам Тунтсайоки-Кутсайоки-Тумча

в период с 12.08.2017 г. по 26.08.2017г

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА 15/4

РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППЫ:КРУПНОВ РОМАН НИКОЛАЕВИЧ

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ Рязанской области рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю ТРЕТЬЕЙ категории сложности.

Отчет использовать в библиотеке ФСТ РО

Рязань 2017 г.

1. Паспорт спортивного похода.

1.1 Проводящая организация:Туристский клуб «THELEOS» РязГМУ

Адрес:390000, г.Рязань, Почтовая, дом 54. (910) 900- 65-15

e-mail: ryazturclub@mail.ru

МАРШРУТНАЯ КНИЖКА № 15/4 выдана ТСМКК Федерации спортивного туризма Рязанской области ТССР. Шифр МКК 162-00-444650000

1.2 Район путешествия: Кольский полуостров

 1.3 Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения Уровень воды
Общая Ходовых дней
Водный Третья 106 сплав 13 7 (+3 дня тренировки) с 12.08.2017 г. по 26.08.2017г. Ниже среднего-средний

  1.4 Подробная нитка маршрута: г. Рязань – г. Кандалакша – пос.Алакуртти – р.Тунтсайоки-р.Кутсайоки-р.Тумча-Иовское вдхр. — пос.Зареченск – г.Кандалакша -г. Рязань.

1.5 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута (река Тунтсайоки)

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) Осмотр, стоянки. Путь прохождения локальных препятствий.
«Первенец» 3 200 Сразу за ж/д мостом, чалка ПОСЛЕ моста к ПБ. Три протоки. Основной слив косой формы находится в правой протоке, далее выходная шивера. Осмотр с ПБ — правой и с острова — центральной протоки. Слева — непроход (водопады).Проходили правой протокой в основной слив всеми судами. Страховка с воды ранее прошедшими судами. Все суда.
«Падун» 3+ 200 Сразу за левым поворотом.Островок. Слева две мощные бочки. Справа — несколько сливчиков. Проход катов — слева Просмотр для катов — по ЛБ. На ПБ над порогом – погранзастава.Проходили под левым берегом по основной струе все суда. Страховка с воды.
«Двойной» 2 200 Сразу за Падуном. На правом повороте.Валы, камни, косые бочки. С ходу Сходу по основной струе все суда.
«Каменистый» 2 200 На левом повороте, сразу за ним виден большой каменный мост.Камни, маневр, с ходу. Сходу по основной струе. Все суда.
«Водопадный-1» 3 150 Валы, шум. Перед порогом — стоянка на ПБ. Осмотр только с ПБ.Сходу в центральный слив.
«Водопадный-2» 3 150 Валы, отдельные камни в русле. По струе. Осмотр с ПБ.Сходу с лавировкой между камней. Все суда.
«Кривой» 3 200 Остров. Слева — входная шивера. Главный слив(бочка) — за крутым левым поворотом.Чалка ЛБ. Проход в левый слив водопадного типа. Осмотр с ЛБ. Стоянка на ЛБ сразу за сливом.Проходили в слив под ЛБ.
«Юрьев день» 2 Скала на ПБ, разрушенные быки моста на берегах.Входная шивера, затем слив с плит с бочкой. За сливом на ЛБ — неплохая стоянка.Сходу по основной струе.
«Скалистый глаз» 2 200 Последняя шивера — справа от островка.Мощные валы. Сходу по основной струе.
«Надежда» 2 200 ОстровСлева — мелкая шивера-канализация. Справа — бочка. Просмотр с острова. После бочки и слияния проток — еще один небольшой слив около ПБ.Сходу по основной струе.
«Март» 2 50 Остров, большие камни. С воды слив не виден.Слив с косой бочкой. Просмотр слева. Сходу по основной струе всеми судами.
«Кошмарики» 2 300 Каменный остров.Слева — шивера, справа — два сливчика. Неплохие стоянки над порогом на обоих берегах. Шли по основной струе под левым берегом.
«Красивый» 3 300 Нагромождения камней. Входная шивера (чалка к ПБ).Сужение реки, мощный слив, бочки. Заход правее с уходом налево. Просмотр по ПБ.Возможен обнос по ПБ.Проходили сходу по основной струе.
«Вечерний» 2 100 Остров, камни. Валы. Просмотр с воды.По струе.
«Яма» 3+ 250 Сужение реки.Мощный слив с пенным котлом в треугольнике из мощных отбойников. Просмотр с ЛБ и ПБ.Удобен для катания. За порогом на ЛБ — хорошая стоянка.Прошли по основной струе.
«Котел» 3+ 100 Виден от «Ямы» на горизонте. Слив сложной формы. В левой части попроще, в центральной «котел». Отличная стоянка на ЛБ. Просмотр и проход слева Через 10мин — приток Кутсайоки справа.

 1.5 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута (река Кутсайоки)

Вид препятствия Категория трудности Длина препятствия (м) Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п). Осмотр, стоянки. Путь прохождения для локальных препятствий.
«Водопадный 4 300 Строго обязателен, ПБ, чалка ДО поворота.Правый поворот, река упирается в скалу ЛБ.3 ступени. 1ая — высокая длинная горка (h~3м, L>10м) пересеченная валами и бочками, заканчивающаяся бочкой в сужении.  2,3 — локальные высокие кривые мелкие сливы с плит, «за углом» относительно 1 ступени. 2 ступень идется справа налево, 3 — ближе к ЛБ. Есть стоянки: перед порогом, у 1, 2 и у 3 ступеней. 1ая ступень ходится отдельно, можно кататься — обнос вверх несложный.Страховка из улова ПБ и морковками по ПБ.Проходили под ЛБ.
«Лесенка» 2 200 Сужение реки, затем островок, поворот налево. Проход справа от острова. Кривой слив, выходная шивера. Обнос приподьеме на Кутсу по ЛБ. Проход по основной струе справа от острова.
«3 протоки» 2 200 Остров, шум. Несколько проток. Совсем правая — канализация для проводки. В левой — слив хитрой формы, косая бочка и раздвоение опять на две протоки. В центре — опять все кривое, но воды побольше. По ПБ обнос при подьеме на Кутсу. Сходу. Заход по центру с резким смещением вправо( в центральную протоку..

 

1.6 Определяющие и предопределяющие препятствия маршрута ( р.Тумча)

Вид препятствия(порог) Категория трудности Длина препя-тствия Характеристика препятствия (характер, высота, новизна, наименование и т.п) Осмотр, стоянки. Путь прохождения локальных препятствий.
«Карниз» 3+ 200 Каменный остров ближе к ЛБ.Слева — слив с плит водопадного типа (только для катов). Правая делится на две: крутой широкий слив с пенным котлом справа и более пологий слив в центре, но с «косым» входом. Вторая ступень — сужение реки, валы. Катамараны — проход везде. Осмотр с острова. Обнос удобнее слева. Слева и справа над порогом хорошая стоянка.Проходили правой протокой в различных местах. Страховка с воды и с ПБ спасконцом.
«Каньонный» 2 200 Высокие скальные стеныВалы. Можно с ходу Просмотр и стоянка на ОЧЕНЬ высоком ЛБ. Сходу по основной струе.
«Змея» 2 400 Сразу за левым поворотомСтруя петляет, валы. Начало можно просмотреть по ЛБ До левого прижима — держаться правее, после — левее.По основной струе.
«Шляпа» 3 200 За левым поворотомСлив с бочкой и прижимом, крутой поворот на 180 и 2я ступень — сливы, бочки, чисто справа, но туда трудно зайти из-за поворота.Есть еще правая протока — две мощных бочки в узком ущелье — на любителя. Интересный, требующий маневра порог. Просмотр по ЛБ. Пустой поселок лесорубов по ЛБ.Проходили с заходом под ЛБ. В прижим по ПБ к центральному камню-не совались.

 

 

2. Ф.ИО., адрес, телефон, факс, e-mail руководителя и участников.

 

Фамилия, имя, отчество Г/р Место работы, должность, телефон Домашний адрес, телефон Туристский, перевальный и высотный опыт(перечислить походы по данному виду туризма, а при необходимости — и по другим видам, с указанием вида туризма, участие/руководство, района, категории сложности, высоты и т. п.)* Обязанностив группе(и распределение по средствам передвижения)
1 КрупновРоманНиколаевич 19.01.1978 ГБУ РО КБ Семашковрач – офтальмолог Рязань р.Дибанг -6у.,р.Кура-Риони-Цхенисцкали-6р. РуководительКат 4 -1
2 СтрельниковаЕкатеринаАндреевна 03.03.1996 Студент РязГМУ, МПФ, 4 курс, 1 группа Г.Ессентуки, ул.Матросова р.Пра-1у. Кат4-1
3 ДавыдоваОльгаГермановна 17.10 1995 РязГМУ, 4 курс лечебный факультет г. Рязань, ул. Новая Р. Пра -1р.Р.Мста – 2р.Р.Муезерка-Чирка-Кемь-2у. Кат-4-1
4 АроновЛеонидВячеславович 10.03.1987 ФГБОУ ВО РГРТУСтарший преподаватель г.Рязань, ул.Новоселов Р.Пра – 1у Кат 4 -1
5 ТолстихинЮрийАлександрович 21.07.1989 Рязань, ГБУ РО ОКНД. Врач-психиатр Г.Рязань, Михайловское шоссе Р.Муезерка-Чирка-Кемь-2у.Р.Пра-1 у. Кат-4-2
6 МеденцевРусланОлегович 06.02.1993 РязГМУ 5 стом фак Рязань Новоселов Р.Пра-1рР.Муезерка-Чирка-Кемь-2у. Кат -4-2
7 АгееваКираАлександровна 30.10.1984 ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России, ассистент кафедры Г. Рязань, ул.Гоголя Р. Пра-1ур.Пра-1р.Р.Муезерка-Чирка-Кемь-2у. Кат -4-2
8 ШулепинМихаилАлександрович 03.04.1987 ПАО «Тандер»инженер Ряз.обл.,г.Рязань,ул.Грибоедова Р.Чонг-Кемин-р.Чу-5 ур.Риони-Цхенисцкали-5 у Кат 4-2
9 КудишинСергейСергеевич 08.10.1989 ЗАО МПК КРЗ ,инженер-электроник Г.Рязань, ул.С.Середы Пра-1уР.Муезерка-Чирка-Кемь-2уР.Мста-2у Кат-4-3
10 ГусятниковаВалерияСергеевна 10.01.1992 РязГМУ леч. фак. 5 курс 12 группа МО р-н Орехово-Зуево. Г.Куровское Р.Пра-1уР.Муезерка-Чирка-Кемь-2у. Кат-4-3
11 КлейменовОлег Владимирович 29.11.1994 РязГМУ, 4 курс, лечебный факультет г. Рязань, ул. Чехова Р.Пра-1уР.Муезерка-Чирка-Кемь-2у. Кат-4-3
12 ПапковаКсенияСергеевна 11.04.1994 ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России, 6 курс лечебный факультет Г. Рязань ул. Зубковой Р. Пра -1у.Р.Муезерка-Чирка-Кемь — 2у. Кат-4-3
13 ПанасенкоКонстантинЮрьевич 06.12.1992 РязГМУ, лечебный факультет, 6 курс, 12 группа Ставропольский край, г.Невинномысск ул.Фрунзе Р.Пра -1 у.Р.Муезерка-Чирка-Кемь-2у. Кат-2-1
14 СекисоваЕвгенияВикторовна 13.03.1994 РязГМУ, лечебный факультет, 6 курс, 5 группа Рязанская область, г.Рязань, ул. Новоселов р. Пра – 1 у.Р.Муезерка-Чирка-Кемь-2у. Кат-2-1
15 СудаковАлександрИльич 12.07.1999 Гимназия №5 Г.Рязань, ул.Татарская р. Пра — 1 у.Р.Муезерка-Чирка-Кемь-2у Кат -2-2
16 СидоровПавелВладимирович 30.01.1991 ГБУ РО «Шиловская ЦРБ», врач анестезиолог — реаниматолог Г.Рязань, пр-кт Славянский Р.Пра — 1 уР.Мста — 2 у Кат -2-2
17 БондаренкоЕкатеринаЕвгеньевна 15.11.1993 Художественное училище им.Вагнера Рязанская обл., р-н Ряжский, г.Ряжск Р. Пра-1у Кат -4-2
18 НикитинИванАлександрович 21.05.1983 инженер Г.Москва Ярославское Р.Мста-2уР.Льняная –Мста-2уР.Явонь-Пола-2уР.Чирко-Кемь-3у каяк

 

Отчет сдан в библиотеку Рязанского туристского клуба.

3. Общая смысловая идея похода (путешествия), его необычность, уникальность, новизна.

Летом 2016 года большая часть группы совершила водный поход 2 к.с. по рекам Муезерка-Чирка-Кемь. Успешное завершение маршрута заложило основы для последующих совместных походов. Весной 2017 года всеми участниками были пройдены тренировочные маршруты по реке Пра 1 к.с., реке Мста 2 к.с., проведена совместная тренировка на реке Осетр (порог Илиясовский), часть команды приняла участие в соревнованиях по ТВТ Рязанской области на реке Павловка. По мнению руководителя и выпускающей МКК Рязанской области команда была готова к преодолению более серьезного маршрута. Таким маршрутом был неслучайно выбран маршрут по рекам Тунтсайоки-Кутсайоки (подьем до порога  «Водопадный»)-Тумча.

  1. Руководитель похода уже в седьмой раз был на данной связке рек и хорошо знал ориентиры порогов, места заходов в препятствия и способы их прохождения.
  2. Хорошее знание руководителем маршрута позволяло идти большую часть препятствий без предварительного просмотра со взаимной страховкой. Экономить время на просмотре «несложных» порогов для выбора линии движения и выиграть время для тренировок на ключевых порогах.
  3. Возможность организовать на некоторых порогах (Яма,Котел, Водопадный, Карниз) многократные тренировочные прохождения с целью повышения технического мастерства участников.

Временем для похода была выбрана вторая половина августа. В данный период года, как правило, средний или ниже среднего уровень воды. Погодные условия носят благоприятный характер, а леса изобилуют ягодами и грибами. Коллектив, как и в 2016 году, состоял из 18 человек, для которых большинство порогов маршрута стали «настоящим большим приключением».

4. Справочные сведения о районе похода

Маршрут похода пролегает по территории Кольского полуострова, недалеко от границы с Финляндией — данная местность является частью пограничной зоны. В связи с этим, населенных пунктов встречается немного. Реки Тунтсайоки-Кутсайоки(подьем до порога  «Водопадный»)-Тумча различаются изобилуют порогами. Если отойти от реки, то можно увидеть огромное количество сопок различной высоты. Берега, в основном, болотистые. В лесах встречается большое количество грибов, ягод (морошка, черника, голубика, клюква). Реки, особенно Кутсайоки, на протяжении всего маршрута богаты рыбой. На воде в дневное время бывают порывы ветра, что может сильно затруднять движение по реке и несомненно по выходному водохранилищу. В связи с особенностями геологического строения района, река изобилует многочисленными препятствиями (пороги, шиверы, перекаты и т.д.), обусловленными выходами скальных пород. Рельеф района путешествия моренно-ледниковый: гряды, межгрядовые долины рек и ручьев, многочисленные ледниковые озера, россыпи валунов, сопки, поросшие лесом. Леса преимущественно еловые, но встречается и береза.

 

5. Описание маршрута

Маршрут популярен среди любителей сплава на Кольском полуострове и известен с «советских» времен. Хорошая логистика по заброске и выброске с маршрута позволяет не только спортивным, но и группам с любой формой организации похода. Раньше связка данных рек проходила как выпуск на 4 к.с., но пересмотр классификации рек и характера препятствий понизило маршрут до 3к.с.-3+к.с., хотя не исключаю по высокой воде возможности категорирования маршрута как 4 к.с.. Заранее оговорюсь, что безаварийное прохождение ВСЕМИ шестью судами в «походном» режиме ВСЕХ препятствий маршрута группой большинство участников из которых имело 2 к.с., полностью склонило нас классифицировать маршрут как 3 к.с. Проходит по территории Кольского полуострова в приграничной зоне. Носит линейный характер с удобной заброской и достаточно комфортной выброской. Все препятствия на маршруте носят четко выраженный локальный характер. Для катамаранов практически все препятствия не представляют опасности при среднем-ниже среднего уровнях воды. На маршруте имеются достаточно «сильные» пороги категории 3+: Падун, Яма, Котел, Водопадный на реке Кутсайоки, Карниз на Тумче, Шляпа. Порог Водопадный на реке Кутсайоки можно отнести к 4 к.с., но даже в нем можно выделить более простую линию движения, отнеся порог к 3+ к.с..Пороги Яма, Котел, Водопадный на реке Кутсайоки, Карниз позволяют осуществить «удобный» обнос судов и провести тренировку на пороге.

6. Варианты подъезда и отъезда.

Из Рязани на Кольский полуостров можно попасть железнодорожным и автомобильным транспортом. Традиционно мы воспользовались железнодорожным сообщением. Промежуточным населенным пунктом на пути к реке является город Кандалакша, откуда начинается транспортная заброска на реку.

Наиболее оптимальным является прямой поезд из Рязани до Кандалакши. В этом случае отпадает необходимость переносить вещи с Казанского на Ленинградский вокзал.

Воспользовавшись сайтом железных дорог (ржд.ру) мы подобрали себе прямой поезд, следующий через Рязань.

В конце 2014 года вступили новые правила перевоза багажа железнодорожным транспортом. Теперь необходимо приобретать багажный билет, согласно которому можно перевозить крупногабаритный груз, включая катамаран. Катамаран попадает под весовую категорию 30кг. На группу бралось несколько багажных билетов, которые соответствовали количеству рам и вязанок с веслами( итого 6 шт). По правилам на один посадочный билет можно взять три места багажа до 200кг сумарно, но с соблюдением габаритов в трех измерениях 180 см.

От Кандалакши до начала маршрута в г.Алакуртти и от место окончания в Зареченске до Кандалакши имеется хорошая сеть автодорог, позволяющая провести заброску и выброску «колесами в воду». Это важный момент позволяет брать с собой катамараны в штатной комплектации с металлическими рамами и не экономить на весе продуктов.

   7. Пребывание в приграничном районе

Начало маршрута проходит в приграничном районе. По прибытии в поселок Алакуртти необходимо заехать или дойти до пограничной заставы, от порога Первенец около 1.5км, где пройти регистрацию, предоставив паспорта участников и список группы. Прослушать информационную беседу начальника караула. В дальнейшем на маршруте проблем не возникало.

8. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Маршрут проходит по малонаселенной местности практически в автономном режиме. В случае чрезвычайной ситуации возможно активизация движения группы на маршруте и окончание у порога «Шляпа» откуда возможна эвакуация на катере в поселок Зареченск и далее город Кандалакша. Устойчивая мобильная связь появляется около 10 км до Зареченска, сеть «Мегафон». Возможно появление связи сети МТС. При подьеме на сопку в течение маршрута.

9. Страхование жизни и здоровья участников

Поход проходит по территории РФ. При желании возможно оформить спортивную страховку на время спортивной части маршрута.

Менеджер Гусева Анна 8905-187-77-75 Страхование по программе «Классик» с дополнительным условием «спорт», страховая сумма на каждого человека 15 000 у.е., компания- SAVITARGROUP.

10. Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден без его изменений в установленные сроки.

 11. График движения.

Дата Деньпути Участок путиОт и до Длина пути, км Ходовое время, ч. Определяющие препятствия на участке Способ передвижения/погода
12.08 1 Г.Рязань- 31 Поезд
13.08 2 -Петрозаводск- Поезд
14.08 3 -Кандалакша-г.Алакуртти-Стапель на пор. «Первенец»- пор. «Кривой » 11013 26 Пороги «Первенец», «Падун», «Водопадный»1,2, «Кривой»(стоянка) МашинаСплав /солнце
15.08 4 Пор. «Кривой»-пор. «Яма» 26 8 Пороги «Юрьев день», «Скалистый глаз», «Надежда», «Март», «Кошмарики», «Красивый», «Яма». Сплав /пасмурно
16.08 5 «Яма» Пороги «Яма», стоянка) Тренировка на пор. «Яма»
17.08 6 «Яма» «Котел» Тренировка, сплав до пор. «Котел»
18.08 7 Пор. «Яма»- пор. «Водопадный» на р.Кутсайоки 7.5 6 Порог «Водопадный» на р.Кутса- подьем против течения. Обнос двух порогов по берегу при подьеме. Сплав
19.08 8 «Водопадный» Тренировка на пор. «Водопадный»- тренировка
20.08 9 Пор. «Водопадный» — пор. «Карниз» 9.5 4 порог «Карниз» (стоянка) Сплав/ солнце
21.08 10 Пор. «Карниз»-озеро мыс «Маргариты» 22 9 Порог «Каньоный», «Змея», «Шляпа» Иовск.вдхр. Сплав/ пасмурно
22.08 11 водохранилище 30.5 9 -Иовское вдхр.- Сплав / солнце, дождь
23.08 12 Зареченск перед плотиной 7 4 -Иовское вдхр.- стоянка на п.б. перед пос.Зареченск Сплав/ дождь
24.08 13 100 Г.Зареченск — г.Кандалакша Выброска/ Поезд /дождь
25.08 14 -г.Петрозаводск-
26.08 15 -г.Рязань
Итого 106 км (сплав)

 Принятые в отчёте сокращения:

ПБ, ЛБ – правый берег, левый берег;

ПП, ЛП – правый поворот, левый поворот;

крПП, крЛП – крутой правый поворот, крутой левый поворот;

ХВ –ходовое время – время движения с учётом остановок;

К4-1, К4-2, К4-3,К2-1,К2-2  – (см. «Состав группы и распределение по судам»);

12. Техническое описание прохождения группой маршрута.

В тех. описании решили детально не прописывать все пороги, т.к. они описаны в разделе определяющих препятствий и лоции, которая приводится ниже..

12.08 Вечером в 17.36, собравшись на вокзале Рязань-2, группа погрузилась в поезд и выдвинулась в сторону Кандалакши. Шесть единиц снаряжения( рамы и упаковки с катами) были сданы в багажный вагон.

13.08 В дороге сутки пролетели незаметно.

14.08  В Кандалакшу прибыли в 1.58, уже светало. Перетащили вещи на привокзальную площадь и стали ждать нашу маршрутку. Транспорт подошел к 3.00, как и было оговорено. Сотруднику полиции, подошедшему на перроне, был передан список группы. По пути в ночном магазине докупили остаток необходимых продуктов (майонез, кетчуп, специи). На подьезде к поселку Алакуртти, прошли промежуточный погранпост с проверкой документов(паспортов), где получили рекомендацию заехать на погранзаставу для прохождения инструктажа.  К месту стапеля прибыли к 5 утра. Сразу же начали стапель. Около 7.00 руководитель в сопровождении участника отправились на заставу с паспортами для прохождения инструктажа. За время стапеля команда позавтракала и пообедала и к 14.00 была готова к началу открытия водной части. Фото 1-3

Фото 1.2.3 Стапель в Алакуртти и начало сплава

3 4 2

В группе было 6 судов, и время старта несколько растянулось, несмотря на имеющуюся радиосвязь.

Порог Первенец первым встречает группы на маршруте. Внимательно изучив линию движения, первым пошел адмиральский катер К4-1 (Россия). Успешно пройдя основной слив, немного посидели на камнях в выходной шивере и встали чуть ниже моста на страховку с воды. Остальные суда прошли той же линией движения без каких-либо сложностей в преодолении препятствий. Уверенно оценив уровень воды как средний-ниже среднего группа продолжила движение походной колонной к порогу Падун, который успешно преодолела по левой протоке, пройдя все основные бочки.

Пороги Двойной, Водопадный, Каменистый проходили походной колонной на взаимостраховке с воды. После почти бессонной ночи, утреннего стапеля шлось несколько тяжело и к 19.30 подошли к порогу Кривой. Беглый осмотр по ЛБ и первым проходит К4-2(Рафтсервис), встав ниже порога на страховку, далее К4-1, сменив предыдущее судно на страховке. Все суда успешно прошли слив под ЛБ. Встаем на стоянку ниже порога на ЛБ в 20.00.

15.08Проснулись несколько с запозданием и растянулись по времени, сказался длинный сложный день накануне.Как ни старались выход на воду состоялся около 13.00.

Фото 4 Перед стартом ниже порога Кривой

1

За порогом снова плёс длиной 2 км, затем несложная шивера. Через 600 м начинаются острова с шиверами в протоках. Проход в левую протоку сходу – 1-2 к.с.

Снова следует плёс около 2,5 км. и начинается порог Юрьев день. Порог начинается разгонной шиверой, затем следует слив вдоль скалы ПБ, который проходится по центру. Слева слив ограничен плитой. После слива требуется уход вправо по основной струе шиверы. Шивера очень длинная и несложная. На ЛБ есть стоянка и баня. Порог 2-3 к.с. в зависимости от уровня воды.

Через 100 м – препятствие в двух протоках порог Скалистый глаз, в реальности представляющее собой S- образную шиверу длиной 250 м и сложностью 2 к.с.. На выходе в шивере нужно проходить справа от острова.

Через ещё 100 м – порог Надежда. Остров делит реку на 2 протоки, левая непроходима (острые скальные выходы), в правой протоке слив примерно 1 м у ПБ, общая ширина русла примерно 6 м .

Через 500 м на резком правом повороте расположен порог Подкова, длиной 100 м, сложность 2 к.с. За порогом на ЛБ – хорошая стоянка.

Всю эту череду порогов наша команда прошла сходу походной колонной. Струя в порогах имеет хорошую скорость, принимать решения и осуществлять манёвры нужно быстро и слаженно. Через 1,5 км плёса – порог Март 2+ к.с. длиной всего 50 м. Это просто ступенька высотой около 1 м с бочкой. Заход лучше осмотреть по ЛБ. Страховка возможна с берега и с воды у ЛБ. Бочка, также как и предыдущие, сбрасывает носы влево и подкусывает корму. Все участники отметили, что ступенька Марта не видна с воды, шум почти не слышен. Прошли походной колонной, страхуя с воды. За порогом — несложная шивера длиной 50 м, перед которой впадает ПП р. Эньянйоки.

Через 1,8 км порог Кошмарики. В районе порога есть стоянки на обоих берегах. Порог разделён островом на две протоки, основная протока – правая. На заходе – невысокий слив около 1 м, далее выходная шивера. Длина порога 200 м, сложность 2 к.с. Постоянное маневрирование среди камней. Проходили без осмотра походной колонной со страховкой с воды.

Через 1,5 км – многочисленные и удивительно красивые острова, в протоках быстрины и несложные шиверы 1-2 к.с. Проход всё время в правую протоку. На одном из островов провели получасовой перекус. Согласно раскладке(арахис, шоколад, сухари, консервы, походный чай). После слияния всех проток справа видна стоянка на песчаном берегу, которая оказалась занята. ля осмотра порога Красивый. Все суда сходу прошли порог. Во главе шел К4-1 показывая линию движения в пороге. День солнечный, но прохладный, хороших стоянок не наблюдается и принимается решение идти до порога Яма. Вся группа шла в режиме походной колонны, но экипаж К4-2, снизив темпы гребли решил встать на стоянку самостоятельно от основной группы, не дойдя до порога Яма около 40 минут. Вся остальная часть группы походной колонной успешно преодолела Яму, пройдя по центральному языку с пробиванием двух бочек. На прохождение порога выбежало смотреть человек по 20 с обеих берегов. Оба берега густо заселены большими туристскими группами по 15-20 человек. Мы нашли себе единственную, пожалуй, подходящую стоянку на песчаном берегу. Стоянка в 21.30 на ЛБ. Итогом дня стало успешное прохождение большой связки порогов в режиме походной колонны. Учитывая большое количество судов, не удалось достичь того, чтобы группа не растягивалась на марше. Результатом явилась самостоятельная ночевка одного из судов(К4-2). Несомненным плюсом явилось то, что мы отыграли дополнительный день для проведения тренировок на порогах.

16.08Подьем около 8.00. Утро солнечное. По рации связываемся с отставшим экипажем- у них все нормально, готовы стартовать. К 10.00 экипаж К4-2 подошел к порогу, а первый смешанный экипаж на двойке Крупнов-Клейменов, готовились к прохождению Ямы в тренировочном режиме. Выставлена страховка и сьемка. Четкий заход по основному языку в самое месиво, неплохой разгон перед бочкой, казалось бы давал шансы на успешное прохождение, но что такое??? Катамаран(Тритон-2) погружается в пенную Яму, хороший зацеп в бочке гребцов должен был вытянуть катамаран из пены, но желание правого гребца «переткнуть» весло сделало свое быстрое дело-моментальный киль винтом. Адмирал выбрался в периметр и, поставив катамаран на прямой киль, отправился догонять напарника, который уплыл вперед. Все вышли на берег. Далее успешно прошел порог К4-2, с вылетом одного из гребцов из коленных упоров, был подобран ниже своим же экипажем. На берегу проведены беседы с выводами по прохождению порога и тренировке на Яме. Далее бесконечные прохождения порога в различных составах пока не кончились силы обносить катамараны…Вечером вкусный ужин и задорные песни до полуночи.

17.08Ночью прошел дождь. Утром снова порадовало солнцем. Сегодня соседи уходят дальше, а мы решаем перейти на их стоянку и провести тренировки на пороге Котел (Фото 5-6). К полудню заинтересованный состав в количестве 10 человек вышел на тренировку к порогу. Осмотрев порог и поставив страховку из двух морковок и сьемку, решаем идти более безопасным левым языком, чтобы не залезать в основной котел. Успешное прохождение двух четверок, «порадовало» неожиданным покиданием участником своей двойки при выпадении из дуг с переходом на четверку. Второй гребец с честью зачалил кат на ровном киле в улово (К2-2). Наносившись катамараны, к 16.00 возвращаемся на обед в лагерь. После обеда экипаж Давыдова-Стрельникова, которым «не хватило» показал кульбит-родео в пороге Яма с фотофиксацией Ароновым Леонидом выкрутасов женского экипажа- вышли из бочки на ровном киле. Вечером начата подготовка к следующему дню. Предстоит подьем против течения по реке Кутсайоки к порогу Водопадный.

Фото 5-6 Тренировка на пороге Котел

65

18.08 К 12.00 подошли к порогу Котел, который большая часть группы прошла накануне в тренировочном режиме. Выставив фотосьемку и страховку морковками с ЛБ. Все суда поочередно прошли порог (Фото 7). Линия движения была смещена ближе к ЛБ, стараясь избежать попадания в собственно котел. На прохождение порога потребовался 1 час. В 13.00 вышли с порога.

Пройдя минут 10-15 справа появляется приток Кутсайоки. Начался подьем против течения вверх до порога Водопадный. Группе предстояло пройти около 6.5 км с обносом двух порогов по берегу. Участок состоит из трех примерно равных по времени участков, разделенных двумя обносами. Первый обнос делается по ПБ, второй по ЛБ. После первого обноса, экипаж двойки К2-2, неудачно стартовав, незапланированно ушел в порог Три протоки. Успешно пройдя несложный порог, экипаж доблестно повторил обнос по берегу. В 17.00 прошли вертикальную скалу у ЛБ, где река делает резкий поворот налево и отсюда уже начинает доносится шум препятствия.

Фото 7 Экипаж «России» в походном прохождении «Котла».

7

К 18.00 группа подошла к порогу Водопадный. Он, как всегда, прекрасен и мы сразу видим выходную вторую и третью ступени порога. Оставив катамараны на берегу, пошли разбивать стоянку.

19.08 Прохладное утро началось с небольшого дождя. После натягивания пары тентов погода заметно улучшилась. К 12 часам дня была выставлена береговая страховка в количестве 4 спасконцов, занесен катамаран двойка для страховки с воды и занесены катамараны к началу порога.

Порог Водопадный4 к.с., состоит из трех ступеней. 1 ступень-заходная шивера и крутой водоскат около 3-4 метров. Было решено проходить порог с заходом под левым берегом и выходом на «спинку» слива-водоската. Первым прошел экипаж К4-1, зайдя под левым берегом на заходе в слив, немного зацепил камни под левым берегом и полулагом прошел выходную бочку. (Фото 8).

Фото 8. Экипаж «России» в пороге «Водопадный»

8

Остальные суда повторили линию прохождения первого катамарана с небольшой корректировкой по выходу на сам водоскат. (Фото 9-13).

Фото 9-13 Порог Водопадный.

910111213

После успешного прохождения первой ступени всеми экипажами и парой смешанных экипажей, было решено пройди тремя К-4 вторую и третью ступени порога, представляющих собой пологие водоскаты с проходом под правым берегом и смещением под левый берег в третьей ступени. Все К-2 и каяк было решено было оставить около первой ступени для последующих прохождений на следующий день, дабы не заниматься лишними обносами судов. К 17.00 прохождения порога было закончено. (Фото 14).

Фото 14 После окончания успешного прохождения пор. «Водопадный».

14

20.08. Утром состоялось прохождение парой смешанных экипажей первой ступени и каяка, после чего К-2 в штатных составах и каяк завершили прохождение второй и третьей ступеней. Фото 15-16.

Фото 15

15

В 13.00 после погрузки вещей команда выдвинулась к порогу Карниз. В 13.30 подошли к порогу Лесенка. Прошли справа от острова и далее по струе. Пытаемся ловить рыбу. Подошли к порогу Три протоки. Прошли сходу центральной протокой. После порога сделали короткий перекус. К 17.00 подошли к порогу Карниз.

Порог Карниз. Состоит из двух проток. Левая –крутая, но короткая, заканчивающаяся бочкой. Правая- более широкая, с косой бочкой через все русло. Напоминающей карниз в правой ее части. После разгрузки вещей у левого берега все экипажи( фото 17-18) поочередно двумя подгруппами прошли порог в правой протоке. Чалка в большом улове под ЛБ. Ольга Давыдова совершила попытку прохождения на Карниза на каяке, но на заходе кильнулась и была спасена Иваном, стоявшим на страховке на. После прохождения было решено занести несколько судов для прохождения на следующий день смешанными экипажами.

Фото 16

16

21.08  Постарались сделать ранний подъем. Сегодня предстоит закончить прохождение реки и начать прохождение озера. После очередного прохождения тремя судами: два К-2 и К-4, в 12.00 стартовали вниз по течению. В 13.30 подошли к порогу Каньонный – прохождение по основной струе. Далее порог Змейка – по основной струе. В 14.00 подошли к порогу Шляпа. Осмотрев порог по ЛБ, суда поочередно прошли препятствие без особых проблем. Линия движения была под ЛБ со смещением вправо ниже центрального камня. Чалка по ЛБ у пристани катеров. Пока готовился обед из пойманной щуки на 4780гр, из катамаранов вязались два «мегаката» — связанные по вдоль катамараны.  В 16.00 вышли двумя «мегакатами» в сторону Тумчаозера. В 21.00 подошли к мысу Маргариты, где и встали на стоянку.

Фото 17-18 Порог Карниз Катамараны четверки

1718

22.08 В 11.00 вышли со стоянки. Линия движения корректируется по карте. Около 14.00 нас накрыл грозовой фронт и пришлось вынужденно останавливаться на мысе ЛБ, совмещая обед с укрыванием от дождя. В 16.00 двинулись дальше. В 20.30 встали на стоянку на мысу ЛБ. Принялись готовиться к бане и вязать каркас. Спасть легли около 0.00.

23.08 Со стоянки вышли в 12.00. В течение всего пути был дождь и сильный встречный ветер, но несмотря на это команда двигалась дальше. К пристани перед Зареченском подошли в 16.30. Начался антистапель, который закончился к 22.00.

24.08 Ранний подьем в 6.00. Приготовление пищи и допаковка рюкзаков. Тотальный дождь. Утром к 9.00 должна была прийти машина, которая сломалась по пути, но организаторы трансфера оперативно предоставили сменный автомобиль. В 12.00 мы в Кандалакше. Прогулки по городу, баня, посещение кафе. В 20.00 погрузка в поезд. Домой.

25.08-26.08  Утро 4.00 . Рязань-2. 

12.1 Лоция рек Тунтсайоки-Кутсайоки-Тумча( от Афанасенкова Михаила).

  Препятствие К.с. Время Время от предыдущего Нахождение Описание Осмотр, стоянки
31 «Первенец» 4 72.5 5 Сразу за мостом, чалка ПОСЛЕ моста к ПБ. Три протоки. Центральная удобна для прохождения «мягких» судов — кривой трек справа налево по мелким плитам. Правая удобна для обноса главного слива, который проходим, но очень неприятен. В обоих случаях далее мощная выходная шивера. Осмотр с ПБ — правой и с острова — центральной протоки. Слева — непроход (водопады).
32 «Падун» 4 73.3 10 Сразу за левым поворотом Островок. Слева две мощные бочки. Справа — несколько сливчиков. Проход байд — справа, катов — слева Просмотр для катов — по ЛБ, для байд — по ПБ. На ПБ над порогом — погранзастава — нужно зайти отметиться
33 Перекат 2 74.0 5 По правой протоке Валы С ходу
34 «Двойной» 3 74.3 5 Сразу, на правом повороте Валы, камни, косые бочки. С ходу Желательно просмотреть заход с ПБ
35 «Каменистый» 3 75.3 10 На левом повороте, сразу за ним виден большой каменный мост. Камни, маневр, с ходу. Желателен осмотр с ЛБ. Моста мы лично не видели (построен примерно 1996-97).
36 Порожек 1 75.6 5 Две протоки Сливчик в обеихСлева интереснее Справа (говорят)- стоянка на ПБ.
37а «Водопадный-1» 3 76.6 15 Валы, шум. Проход в центральный слив. Перед порогом — стоянка на ПБ. Осмотр только с ПБ.
37б «Водопадный-2» 3 76.7 1 Сразу По струе, осмотр с ПБ обязателен.  
38 «Кривой» 4 85.0 100 Остров. Слева — входная шивера. Главный слив — за крутым левым поворотом Чалка ЛБ. Проход в левый слив водопадного типа. Осмотр с ЛБ. Стоянка на ЛБ сразу за сливом.За час до порога — мост.
39 Перекат 1 90.0 40
40 Перекат 1 91.0 15 Ветвление Слева мощнее Шли справа.
41 «Юрьев день» 3 92.0 15 Скала на ПБ, разрушенные быки моста на берегах Входная шивера, затем слив с плит с бочкой. Просмотр. За сливом на ЛБ — неплохая стоянка.
42 Шиверы 2 92.2 Сра-зу
43 «Скалистый глаз» 3 93.5 5 Последняя шивера — справа от островка Мощные валы, просмотр слева. Можно с ходу.
44 «Надежда» 3 94.0 5 Остров. Слева — мелкая шивера-канализация. Справа — бочка. Просмотр с острова. После бочки и слияния проток — еще один небольшой слив около ПБ.
45 «Подкова» 1 95.0 15 Перекат Хорошая стоянка в конце.
46 «Март» 3+ 96.5 15 Остров, большие камни. С воды слив не виден. Слив с косой бочкой. Просмотр слева.  
47 Перекат 1 96.8 10 Остров, слева — мелко, справа — перекат Вскоре после него — правый приток, при этом впереди на горизонте — сопка
48 «Кошмарики» 3 101.0 35 Каменный остров Слева — шивера, справа — два сливчика. Просмотреть заход у обеих проток. Неплохие стоянки над порогом на обоих берегах
49 Перекат 1 102.4 10 Ветвление Везде справа  
50 Слив с плит. Есть не во всякую воду (!) 1 103.9 20 Слияние всех проток, правый поворот, начало мощной широкой шиверы (послеслива). С ходу Перед поворотом — хорошо заметная стоянка на ПБ
51 «Красивый» 5 104.0 Сразу(!). Нагромождения камней. Входная шивера (чалка к ПБ). См. также ориентиры П50. Сужение реки, мощный слив, бочки. Заход правее с уходом налево. Просмотр по ПБ.Возможен обнос по ПБ.
52 «Вечерний» 3 108.0 45 Остров, камни. Заход справа с уходом к центру. Валы. Просмотр с воды.
53 «Узкий» 2 108.7 10 Бочка. С ходу.  
54 «Яма» 5 109.0 5 Сужение реки. Мощный слив с пенным котлом в треугольнике из мощных отбойников. Просмотр с ЛБ. Удобен для катания на байдарках.За порогом на ЛБ — хорошая стоянка.
55 «Котел» 4 109.8 5 Виден от «Ямы» на горизонте. Слив,пена, просмотр и проход слева. Отличная стоянка на ЛБ. Байдарки проходят по левому краю слива. Через 10мин — приток Кутсайоки справа.
56 «Ночной» 3 113.0 40 С ходу у ПБ  
57 «Карниз» 5 113.3 5 Каменный остров ближе к ЛБ. Слева — слив с плит водопадного типа (только для катов). Правая делится на две: крутой широкий слив с пенным котлом справа и более пологий слив в центре, но с «косым» входом. Вторая ступень — сужение реки, валы. Катамараны — проход везде. Байдарки — проход по языку в центре, но страховка затруднена. Осмотр с острова. Обнос удобнее слева. Слева над порогом хорошая стоянка.
58 «Каньонный» 2 119.0 60 Высокие скальные стены Валы. Можно с ходу Просмотр и стоянка на ОЧЕНЬ высоком ЛБ.
59 «Змея» 3 119.5 5 Сразу за левым поворотом Струя петляет, валы. Начало можно просмотреть по ЛБ До левого прижима — держаться правее, после — левее.
60 «Шляпа» 4 122.0 15 За левым поворотом. Слив с бочкой и прижимом, крутой поворот на 180 и 2я ступень — сливы, бочки, чисто справа, но туда трудно зайти из-за поворота. Интересный, требующий маневра порог. Просмотр по ЛБ. Пустой поселок лесорубов. Есть еще правая протока — две мощных бочки в узком ущелье — на любителя.
пос. Зареченск   180.0 12-16часов по карте Плесы, озера, волна.  

 

http://www.afanas.ru/myreport/ck/ck_to.htm

 13.Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

1. Потенциальную опасность или трудность может представлять встречный ветер на маршруте.

2. Надо быть готовыми к затяжным дождям и возможности передвигаться в дождь, без угрозы здоровья участников от переохлаждения.

3. В случае более высокой воды более тщательно подходить к прохождению определяющих препятствий.

 14. Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов (занятий) на маршруте.

В городе Кандалакша можно осмотреть местные достопримечательности, которых хватает, и побродить по городу, посетить /заказать баню.

  5. Дополнительные сведения о походе (перечень специального и особенности общественного и личного снаряжения, характеристика средств передвижения, особенности погодных условий и другая характерная для данного вида туризма информация).

 15.1 Характеристика средств сплава

Сплав осуществлялся на четырех катамаранах четверках и половине катамарана двойка: Два К-4- самодельных катамарана четверки. Один имел по два независимых внутренних поддува на одну сторону баллона. Два других по одному поддуву на баллон.. Рама дюралевая Д16Т разных размеров трубы. Наружняя оболочка- теза, капрон. Внутренний баллон- «1542». Обьем от 1.8-2.2м3.К-2— производства «Рафтмастер» в штатной комплектации. К2- самодельный по выкройкам «Тритона». К-4 – «Нарын-600» производства «Рафсервис» в штатной комплектации с разборными поперечинами.На катамаран имелось по одному запасному веслу и одной морковки. Запасные весла крепились к раме резиной. Накачка проводилась помпой. В таблице «График движения» указана погода на момент сплава. У группы имелся комплект медикаментов и необходимый ремонтный набор. Каяк «Рысь», Каяк «Варвар 360» 15.2 Список общественного снаряжения

Тент общественный 3х4 м- 3 шт, 3х3- 4 шт, костровой  шатром 1 шт, 4х5- 1 шт

Котлы 3 шт по 10,8,6 литров каждый

Пила двуручная

Пила лучковая

Топор 2 шт

Помпа 4 шт

Весла запасные 5 шт

Рации 4 шт

Палатка 8 шт

Морковка 5 шт

Таганок 1 шт

Гитара 2 шт

Навигатор GPS 1 шт

Ремнабор комплект

Аптечка комплект

 

15.3 Состав аптечки и ремнабора.

 

Ремнабор   Аптечка
Теза 0.5 м Штуцера 2шт Левомицетин 10 табл Наколенник 2 шт
Резина 0.5 м Пряжки к рюкзакам Фестал 20 таб Левомеколь 1 шт
Нитки 50м капрон Стропа 2 метра25 мм Аспирин 10 таб Пантенол 1 шт
Иголки 6 шт Спички 10 коробок Супрастин 10 таб Троксевазин 1 шт
Ножницы Изолента Пенталгин 10 таб Шприцы 5 шт
Бензин 0.2л Ножовка по металлу Имодиум 10 таб Ампульные препараты
Ацетон 0.2 Запасные болты для катамаранов(по размеру) Ципролет500 20т Клей БФ 1шт
Оргстекло Капли глазные Ножницы
Клей резин 0.2л Спирт 0.1л Валидол 10 таб
Клей Уран 6шт Зеленка 1фл Бинт стерильный
Шило Йод 1фл Пластырь 1шт
Скотч водостойкий Перекись 1фл Бинт эластич 2 шт
ИТОГО 2,5 кг 3кг

 

15.4 Питание в походе

Практически все продукты были приобретены в г.Рязань. Лишь небольшая часть кетчупов и майонезов приобретены в круглосуточном магазине г.Кандалакша. В походе было организовано трехразовое питание с горячим обедом в середине дня.

Предпоходная подготовка продуктов заключалась в их герметизации полиэтиленовыми пакетами и скотчем.

Питание в поезде и в населенных пунктах организовывали из подручных продуктов. Все дежурства по приготовлению пищи были суточные и делились между экипажами по четыре человека на смену на разжигание костра и приготовление продуктов. Имеющиеся продукты равномерно распределялись перевозились в экипажах.

16. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

  1. Маршрут пройден в запланированные сроки. Уровень воды в реках при прохождении маршрута ниже среднего.

2. Удобная логистика при заброске и линейный характер маршрута позволяет уверенно его преодолеть начинающим группам даже с небольшим опытом, совершенствуя навыки сплава.

3. Маршрут можно рассматривать как тренировочный поход перед более длительными путешествиями.

4. В районе Мурманской области совершен водный поход по связке рек Тунтсайоки-Кутсайоки-Тумча, который можно отнести ко 3 категории трудности при уровне воды ниже среднего и рекомендовать к прохождению начинающим группам при достаточном опыте и соответствующем снаряжении. Набор и сложность определяющихпрепятствий соответствуют заявленной и пройденной категории сложности маршрута.

 17. Литература

1. Лоция реки Тумча-94 http://lib.ru/TURIZM/tumcha94.txt

2 Лоция реки Тумча-95 http://www.afanas.ru/myreport/tumcha/tum95d.htm

  1. Атлас республики Карелия, карты генштаба масштаб 1:200000.
  2. Отчет Гены Кулагина 3 к.с. река Тумча  http://rznstr.ru/otchet-3-k-sl-po-rekam-tuncajoki-kutcajoki-tumcha-2016g-rukovoditel-kulagin-gena
  3. http://www.afanas.ru/myreport/ck/ck_to.htm Лоция реки от М.Афанасенкова

   Приложение 1. Схема маршрута.

1920

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2014 | All Rights Reserved | www.rznstr.ru